Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)

1928, Второй Эргитский наслег Западно-Кангаласского улуса – 2017, г. Якутск

Будет ГЭС

Центральная часть триптиха "Седой Вилюй". 1969


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

Для творчества якутского художника Афанасия Осипова характерно монументальное масштабное видение, широкая манера тонового письма, чистота и тональная согласованность цветов, жанровое разнообразие. В его полотнах впервые прозвучали многие темы: спорт, новостройки Якутии, проблема сохранения природы и другие.

Стремясь воплотить масштабные темы и образы, Осипов обращается к циклам картин, объединенных в трехчастные композиции. Характерным аккордом «сурового стиля» звучит триптих «Седой Вилюй» (1969), созданный после поездок художника к гидростроителям. Боковые части триптиха – пейзажные. Могучие, как стражи веков, седые скалы как будто списаны с фресок древних художников – в левой части и слепящаяся от весеннего снега панорама строящейся ГЭС – в правой. В обрамлении этих пейзажей с их зримыми приметами истории края – центральная композиция, где крупным планом изображены идущие морозным утром молодые гидростроители и их проводник, старый таежник.

В образах рабочих привлекает их открытый взгляд на мир и по-хозяйски уверенная осанка. Особое значение приобретает ритм нарастающего движения, что неразрывно связано с общим замыслом автора. Все три части триптиха, составляя единое художественное и смысловое целое, позволили автору намного раздвинуть пространственные и временные рамки темы. Недаром образное повествование автора о трудовых буднях гидростроителей переросло в размышление о дружбе народов, о родном крае, о преемственности поколений на пути от прошлого к будущему.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: