Сахалинский областной художественный музей

Род. 07.12.1960, г. Чита

Цунами

1989


Творчество сахалинского художника Владимира Старовойтова конца 1980 – начала 1990-х годов связано с ломкой общественного сознания в стране, преодолевающего сложнейший переход в новое культурно-историческое измерение. Художник давно творит между старым и новым в состоянии ожидания перемен, преодолевая художественную ситуацию духовной подавленности (инертности и невнятности), осмысливая нерядовые проблемы творчества.

В этом смысле показательным является масштабное старовойтовское полотно «Цунами» 1989 года, (первое авторское название «Потоп»), сюжет которого говорит сам за себя. Являя зрителю впечатляющую символическую картину природного катаклизма, он раскрывает экстремальную по характеру развивающихся культурно-исторических процессов ситуацию отечественной действительности.

Сюжет навеян реальным событием – тайфун Филлис, обрушившийся в августе 1981 года на север Японии, южные и центральные районы Дальнего Востока СССР (Приморский, Хабаровский край, Амурскую область, Сахалин и Курилы), приведший к человеческим жертвам, парализовавший работу транспорта, затопивший огромное количество сельскохозяйственных угодий и нанесший большой экономический ущерб. Стихийное бедствие продолжалось около 7 суток.

Сюжетно-тематическое содержание картины состоит из сложного подтекста, включающий социальный аспект: судьбу общества, стоящего на пороге нового тысячелетия и переживающего демократические потрясения, и библейскую притчу о судьбе погрязшего в грехе человека, которая даёт понимание социальной катастрофы как ниспосланное свыше справедливое возмездие. В актуальной концепции Старовойтова «Цунами» – картина уходящей истории, уходящей эпохи. Но, прежде всего, – это картина человеческих страданий. Она представляет собой тему, отражающую высокий гуманистический дух творчества Старовойтова, его глубокий интерес к истории человеческой культуры.

Идеологическая концепция зрелого творчества Старовойтова, тесно связанная с его ранней художественной концепцией, даёт представление о его принципиальных творческих пристрастиях. Близость начинающего художника к французским романтикам, преподавшим миру первый опыт импрессионизма и экспрессионизма, определяет в последствии творческую ориентацию Старовойтова на искусство таких художников, как Тулуз Лотрек и Ван Гог, его огромный интерес к тем основополагающим в Новейшем искусстве явлениям, которые были, в общей сложности, связаны с достижениями «французской школы», питавшей творчество художников всего мира, начиная со времени изобретения импрессионизма до новомодернистских явлений, вплоть до начала 1970-х годов.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: