Самарский областной художественный музей

1924, Макеевка, Украина — 2002, Санкт-Петербург
1922, Петроград – 1960, Ленинград

Праздник в Вороново (Чувашия)

1959–1960


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

Картина «Праздник в Воронове» – одно из центральных в большом цикле произведений, созданных Леонидом Кабачеком и Ниной Веселовой о быте и труде, буднях и праздниках Чувашии. Село Вороново в Чувашии, расположенное в живописном месте, у моста через реку Цивиль, на старом тракте Нижний Новгород — Казань, всегда было излюбленным местом народных гуляний.  На одном из таких событий в 1956 году удалось побывать ленинградским художникам Л. В. Кабачеку и Н. Л. Веселовой во время их творческой экспедиции по Поволжью, Приуралью и Кустанайским степям. Впечатление от увиденного легло в основу картины «Праздник в Воронове».

Композиция строится на перехлесте диагоналей – из верхнего правого угла в нижний левый движется ватага поющих подвыпивших парней с гармошками (важным событием такого праздника в селе Вороново было состязание парней – кто кого перепоет). Другая диагональ, составляемая женской половиной села, изгибается слева направо. На ветру, существуя как бы отдельно, парусят женские юбки. И если характерные фигуры парней вполне трактуются в духе 1950-х, то женщины чувашского села воплощают собой народную стихию. Похоже, что авторы, находясь под впечатлением от работ художников-символистов рубежа XIX–ХХ веков, нагружают особым смыслом женские образы в картине, являя нам основные фазы женского возраста: детство, молодость, старость.

Мы видим здесь наивную маленькую девочку – в нижнем левом углу; чуть выше – серьезную девочку-подростка; вот испуганно глядящая молодуха в платке, повернувшаяся в нашу сторону, именно с ней мы сразу встречаемся взглядом. Правее в рост – женщина в сиреневом сарафане, с заметной болью в глазах, она одинока в этой бурлящем действе и своим интеллигентным видом выпадает из общего «этнографического» фона. Прямо под ней – старуха с благостно-спокойным, лунообразным лицом. Рядом же несколько вполне колоритных веселящихся баб – в совершенно малявинском духе.

Удивительно, что в конце 1950-х Веселова и Кабачек сумели ускользнуть от стереотипов тематической картины в традиционном соцреалистическом духе. Их «Праздник» органично сочетает в себе как некоторые приемы «хоровой композиции» исторических полотен рубежа XIX–ХХ веков, так и явственные особенности декоративного панно стиля модерн. При этом, несмотря на перенасыщенность полотна фигурами, деталями, подчеркнутую экспрессию отдельных форм, «Праздник в Вороново» не воспринимается эклектичным и пестрым, напротив, он привлекает своей целостностью и завершенностью.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: