Самарский областной художественный музей

1910, Москва –1965

На Жигулевском море

1957


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

К началу 1950-х Олег Карташев сложился как мастер пейзажа. Каждый пейзажист ищет и находит в природе созвучные его душе, таланту, мысли и настроению мотивы. Для Карташева мир природы был необъятным и удивительным в самых обыденных проявлениях. Почти никогда в его произведениях не выражаются настроение тревоги, беспокойства. Ему ближе радость светлых солнечных дней.

С 1955 года О. Н. Карташев несколько лет подряд работает в Жигулях. Он кочует по берегам Волги в Царевщину, на Бахилову Поляну, в село Федоровка, в места, где строилась Куйбышевская ГЭС.

Карташёв показал современную ему Волгу, создал своеобразную «Жигулевскую сюиту» (1957). В ней перед зрителем развертывается картина своеобразной природы и жизни Волги у Жигулей. С завершением создания каскада волжских водохранилищ и каналов (1930–1964) произошли грандиозные перемены, превратившие главную водную магистраль России в Большую Волгу с новыми морями, гидроэлектростанциями, городами и промышленными предприятиями.

Тогда же Карташёвым была задумана серия картин под названием «Волга – главная улица России». Над этим циклом художник работал до последних дней. В него вошел ряд совершенно разных по характеру картин, отображающих современные автору реалии.

В одной из своих статей в журнале «Художник» живописец писал: «Показать огромные изменения, происходящие с необычайной быстротой в жизни нашего края, – интересная и сложная задача. Решить её можно лишь при условии, если художник поймёт и увидит сущность изменений и сумеет отличить эту сущность от случайных примет». И он стремился показать Волгу сегодняшнего дня, показать её как «главную улицу России».

Своеобразную «жигулёвскую сюиту» составляют три произведения, созданные автором к 40-летию Советской власти: «В Жигулях», «У Жигулёвских ворот» и «На Жигулёвском море» (1957). Наиболее глубоко образ Большой Волги тех лет воплощается в последней картине. Необозримый простор нового моря, созданного руками человека. И весь пейзаж наполнен движением. Языки мола вклиниваются в водную гладь, повсюду снуют суда. Теплая колористическая гамма, яркая освещенность вносят радостное чувство. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: