Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

род. 1924, Москва

В кафе «Греко» (Г. Коржев, П. Оссовский, Е. Зверьков, Д. Жилинский, В. Иванов в Риме в 1973 году)

1974


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

Виктор Иванов принадлежал к числу художников, которые в шестидесятые годы стали одними из самых мужественных и убежденных ниспровергателей соцреалистического направления в искусстве. Его относили к числу «революционных романтиков», представителей так называемого «сурового стиля». Виктор Иванов сторонился модных веяний, всегда оставаясь твердым и убежденным реалистом  ‑ и в этом традиционном направлении стал одним из самобытных и мощных живописцев нашего времени.

В собрании Радищевского музея находится одна из известных картин мастера «В кафе "Греко"» (1974) – авторское повторение одноименной работы, находящейся в коллекции Третьяковской галереи. Это полотно примечательно по сюжету: пятеро выдающихся живописцев своего времени – Гелий Коржев, Петр Оссовский, Ефрем Зверьков, Дмитрий Жилинский и сам Виктор Иванов ‑ во время творческой командировки в Италию в 1973 году собрались вместе в знаменитом римском кафе «Греко». На стенах кафе, окрашенных в темно-вишневый цвет, висят картины, за маленьким столиком, на котором стоят пять высоких бокалов с красным вином, сидят художники. Гелий Коржев и Петр Оссовский с одной стороны, Ефрем Зверьков, Дмитрий Жилинский и Виктор Иванов – с другой.

Мастер едва заостряет индивидуальность и немного преувеличенно конкретизирует особенности лиц каждого. В коричневом костюме, положив правую руку на колено, спокойно и сосредоточенно, погруженный в глубокие размышления, сидит Гелий Коржев; слева от него, в сером костюме, чуть склонив голову, положив подбородок на руку, внимательно смотрит на художников, сидящих напротив, Петр Оссовский. С другой стороны стола, ближе к стене, сидит, опираясь на сложенные замком ладони, Ефрем Зверьков; правее, в светлом свитере, положив на стол скрещенные руки и опустив глаза, углубился в раздумья Дмитрий Жилинский. На первом плане, сидит за столиком сам автор портрета – Виктор Иванов. Положив руки на стол, он держит бокал с вином.

Большой, красиво написанный холст, сдержанно мерцающий глубокими пятнами вишневых, оливковых, черных тонов, останавливает внимание сосредоточенностью персонажей. Художник жестко и четко выстраивает композицию на гармонии дополнительных цветов. Его живопись эмоционально сдержанна, даже мужественна.

Не случайно Виктор Иванов пишет художников именно в этом римском кафе, которое имеет свою замечательную историю. Основанное в 1760 году, оно являлось своего рода интернациональным клубом искусств и служило местом встреч и времяпрепровождения многих художников, писателей и композиторов всего мира. Как вспоминал Виктор Иванов, за столиком, за которым расположились наши художники, в прошлом веке сидел Гоголь, и, по преданию, именно здесь написал большую часть «Мертвых душ».

Картина продолжает традицию философского портрета. Размышления живописцев о прошлом и настоящем русского искусства ‑ так, наверное, можно определить главную мысль полотна. Оставшись лицом к лицу с классическим прошлым культуры, по словам самого автора, «художники прикоснулись здесь к прошлому, прошлому великому и требовательному. Наступили минуты внутреннего ответа каждого перед самим собой и всех вместе – перед историей».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: