Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

1888, м. Томашполь, Подольская губ. – 1979, Москва

Вузовка

1935


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

Работа «Вузовка» написана Виктором Мидлером в середине 1930-х годов. В искусстве 1920-1930-х годов образовательная тематика была одной из самых актуальных. Для реализации планов форсированного индустриального развития страны советской власти требовалось большое количество квалифицированных специалистов, способных решать сложные технические задачи. Для этого были открыты сотни новых учебных заведений, при вузах и университетах организовывались рабфаки, куда всех желающих принимали без вступительных экзаменов. Особой популярностью пользовались специальности, востребованные на производстве: инженеры, техники, конструкторы, архитекторы. Постепенно в обществе сформировался новый социальный тип образованного и активного молодого человека, воодушевленного идеями строительства светлого будущего. Воплотить его в искусстве стремились многие художники. Среди наиболее ярких и запоминающихся – произведения А. Н. Самохвалова, Г. Г. Ряжского, Б. В. Иогансона, К. Н. Истомина, Н. А. Касаткина.

«Вузовка» Виктора Мидлера также представляет характерный для своей эпохи типаж. Живописец демонстрирует прежде всего социальную роль модели, не углубляясь в исследование ее психологии. Композиция портрета предельно лаконична, однако неглубокое пространство кажется тесным – настолько, что массивная фигура студентки не вписывается в «кадр» и частично обрезана краем холста. Поза девушки кажется неудобной: склоненная над чертежом голова написана в профиль, плечи развернуты почти фронтально, а стоящий под столом табурет с вазочкой для карандашей мешает свободно расположить ноги. Изображенные слева позади стола книжные полки, уравновешивая композицию, усиливают ощущение тесноты. Тем не менее, героиня Мидлера, по-видимому, не обращает ни малейшего внимания на все эти неудобства.

В живописной манере Мидлера опыт усвоения творческих принципов «бубновых валетов» сочетается с характерными приемами импрессионизма. Плотная корпусная живопись со сложной, активной фактурой ощутимо передает материальность изображенных предметов. В то же время легкие, полупрозрачные мазки цветовых рефлексов выдают стремление автора отразить состояние световой среды. Сдержанная колористическая гамма портрета построена на сочетании доминирующих холодных серо-голубых и теплых коричневых тонов. Блики яркого лимонно-желтого света падают на стену за спиной сидящей девушки, на ее плечи и на воротничок футболки. Такие же холодные желтые отблески видны и на корешках книг, и на деревянной линейке.

Очевидно, работая над «Вузовкой» в 1935 году, Виктор Мидлер оставался верен эстетической программе группы «Четыре искусства», к тому времени уже не существовавшей, и решал в первую очередь чисто живописные задачи. Тем не менее, созданный им образ серьезной и отрешенной от сиюминутных забот молодой женщины привлекает глубокой человечностью и дает почувствовать духовную атмосферу 1930-х годов.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: