Симферопольский художественный музей

1917, Смоленск – 2005, Киев

На стройке

1957


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

В конце 1950-х годов художница Татьяна Яблонская была вдохновлена трудовым порывом молодых строителей, возрождающих в послевоенные годы родной Киев. В своей работе «На стройке» она стремилась избежать схематичности в решении этой темы.

Т. Н. Яблонская о сюжете картины: «Мне хотелось показать, что для этих бодрых, жизнерадостных, неутомимых в труде молодых людей стройка — родной дом, что тут в труде рождаются у них хорошие, чистые чувства. Хотелось, чтобы полный живого движения и солнца пейзаж стройки слился с их образами, подобно тому, как работа на строительстве стала неотъемлемой частью их самих, их жизненной потребностью» (Цит. по книге: Л. Владич. Т. Н. Яблонская. Киев, 1958).

Работа над полотном длилась несколько лет. О творческих поисках пишут исследователи Лидия Попова и Владимир Цельтнер:
«Яблонская пришла к картине «На стройке» во всеоружии своего зрелого мастерства, верно служившего ей, когда она писала множество других вещей, начатых и законченных одновременно — и раньше, чем «На стройке». А картина все-таки не получилась. Картина уже была на холсте, она уже шла к концу, а Яблонская принималась писать портретные этюды, начав поиски психологических характеристик.
Чуть не в последней, завершающей стадии работы над картиной художница неожиданно меняет первоначально задуманный вариант. Сильно вытянутый по горизонтали холст становится квадратным; от панорамы, которой была картина, остается фрагмент; целое сводится к эпизоду. Может, это было и не плохо, но только если бы начинать отсюда другую, совершенно новую картину, а не переделывать таким образом старую».

 «Отказ художницы от монументального решения художественного образа повлек за собой и изменение художественных приемов. Вместо широкого письма появился дробный мазок. Несмотря на тонко разработанную цветовую гамму, воздушность, колорит потерял свойственную ее лучшим работам эмоциональную напряженность. Но в этой картине есть свои достоинства. Важна также смелость, решительность в поисках новых художественных образов», ­ писала Валентина Курильцева в моногорафии о творчестве Т.Яблонской в 1959 году.

Сегодня полотно Т. Н. Яблонской «На стройке» демонстрирует развитие жанровой живописи в советском искусстве 1950‑1960-х годов. Творчество художницы также представлено в собрании Симферопольского художественного музея произведениями «Зимнее окно» (1945), «Осенний день» (1958), «Мать» (1960), «Перед праздником»; «Венеция. Гондола» (1956).


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: