Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова

1881, ст. Михайловская Саратовской губ. – 1944, Москва

Советские хлебы

1936


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

Будучи в молодости одним из самых радикальных модернистов, одним из основателей творческого объединения «Бубновый валет», Илья Машков в зрелые годы оказался хранителем традиций классической живописи, создателем огромной школы.

Тематический натюрморт «Советские хлебы» художник написал в 1936 году в двух вариантах. Один из них представлен в экспозиции Волгоградского музея, а второй находится в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани.

К этой теме Машков обращался и раньше. В Русском музее хранится работа «Хлебы» 1913 года, а в Третьяковской галерее – картина «Снедь московская. Хлебы» 1924 года. Прототипом натюрморта «Советские хлебы» были уличные лубочные вывески, которые пекари вывешивали у своих лавок или в торговых рядах.

Картина «Советские хлебы» символизирует изобилие, богатство и могущество нового советского государства. Сам холст переполнен огромным количеством хлебобулочных изделий: батонов, кренделей, баранок, булок, тортов и пирожных. В стране, пережившей страшный голод в начале 1930-х годов, такой натюрморт можно было сравнить разве что с иконой. (Массовый голод в 1931 и 1932 годах исследователи считают последствием принудительных хлебозаготовок 1929 года и коллективизации, создавших дефицит продовольствия на селе. Ускоренная индустриализация требовала средств, основным источником которых стал зерновой экспорт. Для крестьянских хозяйств устанавливались невыполнимые задания по хлебосдаче).

Натюрморт отличается подчеркнутой декоративностью, гиперреалистичностью. Машков написал эту работу мелкими аккуратными мазками. Колорит картины сдержанный, в отличие от более ранних работ мастера, в которых он экспериментировал с цветом и обращался к фовизму и сезаннизму.

Все хлебобулочные изделия для этого натюрморта испекли специально по эскизам Машкова. В центре композиции расположен съедобный герб СССР.

Гимн счастливой, грандиозной и масштабной советской жизни в 1930-х годах стал практически самостоятельным живописным жанром. Но при всей серьезности отношения к теме и торжественности изображаемого «Советские хлебы» оставляют впечатление веселого зрелища. Это полотно искусствоведы называют картиной-мифом, наивным и искренним полотном, которое невозможно всерьез воспринимать как государственный заказ.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: