Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова

1925, с.Малая Виска Кировоградской области - 2015, Изборск

Год 65-й. Семья

Эскиз. Из цикла «Рубежи жизни Родины». 1969


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

Пётр Оссовский – один из создателей «сурового стиля». Характерная особенность его творческого метода – работа над большими сериями, циклами. В этом проявилось его постоянное желание как можно шире и глубже «осмыслить» материал. Серийность позволяла художнику «высказаться», донести свою мысль о связи поколений, о преемственности ценных духовных, моральных качеств народа.

К циклам Оссовского относится и тетралогия «Рубежи жизни Родины» (1960–1969). Влечение к крупной мысли в искусстве, к значительности образов, к широким и цельным живописным построениям отразилось в эпическом повествовании о нерасторжимой связи поколений. Художник утверждает духовное единство советского народа: «Я сделал историю СССР – 20-е, 30-е, 40-е годы, 65-й – «Рубежи жизни Родины». Честно это делали Коржев в триптихе «Коммунисты», Моисеенко писал комиссаров. Но никто не делал историю». Историко-революционная тематика с оттенком легендарности сообщает произведениям современную остроту.  Эмоциональный строй определяется оттенками колорита каждой из четырех частей. Стремительные диагонали, рассекающие пространство, определяют его границы и усиливают динамическое восприятие всего цикла.

Произведение «Год 65-й. Семья» решено в лирическом плане. Контраст жестких железобетонных конструкций и «крошечности» маленького человеческого существа, которое держит на коленях молодая мать. Сам художник так говорил об этой работе: «Поднимаются со сказочной быстротой коробки зданий. Красивы ли новые кварталы? Для меня – да. Однообразные линии улиц, параллелепипеды домов, казалось, не создают игру форм, приятную для глаза. Но в этом своя красота. Для меня в этом кажущемся сером однообразии суть нашего беспокойного времени, геометрические фигуры зданий, круги бетонных колец труб, железные конструкции – из всего этого создается эстетика жизни. В этом однообразии форм и красок есть своя сдержанная красота».

Цикл «Рубежи жизни Родины» примечателен монументальным характером образов, подчеркнуто четким рисунком, крупными плоскостями одного цвета, обобщенными изображениями. Автор делает акцент не на деталях, а на формах изображенных предметов, колорите и композиции.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: