Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова

1925, с.Малая Виска Кировоградской области - 2015, Изборск

Рыбаки Псковского озера

1973


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

Пётр Оссовский – один из создателей «сурового стиля». С 1967 года художник узнал Псков и полюбил навсегда эти северные русские земли. «Найдя свой Дом, свою духовную Родину на Псковщине, я трудился денно и нощно, стараясь выразить свое глубокое уважение и любовь к нему. Столь серьезный творческий труд дарил мне бесконечные сомнения и маленькие радости успеха, делающие меня уверенным в своих силах. Я принял с благодарностью то, что определила мне судьба и моим ответом на ее благосклонность стали картины, портреты и пейзажи о людях этой земли, о вдохновенных пушкинских мечтах, о некогда могучем городе-воине Пскове… Над землей древнего Пскова вечно витает дух великого искусства – древних строителей, иконописцев и подвигов русских ратных людей, помогавший мне глубже осознать существо изображаемого… Благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры».

Патетический характер псковской серии, монументальность ее образов явились новой ступенью в развитии публицистической темы полотен Петра Павловича Оссовского. Художник жил и работал в Псковских землях около 50 лет. Он обращался к прошлому Псковщины, создавая исторические композиции, воспевал, возводил к высокому символизму приметы современности.

«Рыбаки Псковского озера» – наиболее значительное произведение цикла. Прототипы картины – конкретные люди. На одном из островов во время ловли снетка художник познакомился с бригадой молодых парней: Сергей Корольков, Николай Морин, Виктор Барышев, Николай Клюйков, Пётр Авдошинин. Художник писал: «Картина по моему замыслу должна иметь другой подтекст, кроме портретного изображения. Когда подъезжаешь к острову, то рыбаки, попыхивая папиросками, встречают незнакомцев внимательными и строгими глазами… Меня интересовала не бытовая сцена, виденная в жизни, а задача изобразить плотную стену стоящих парней, за спинами которых их дома, старики, жены, дети, и, наконец, родная земля – Россия».

Возникнув на основе реальной сцены, «Рыбаки» явились размышлением художника над большой сложной темой – «Русские люди». Многозначительны и монументальны образы сурово-угловатых рыбаков. Словно рублены топором их загрубевшие лица и натруженные тяжелые руки. Крепко связаны они с избами, якорями и лодками, составляющими сущность их бытия. Располагая персонажей фронтально вдоль лодки, выделяя слегка центральную фигуру, художник достигает силуэтной выразительности, своеобразной красоты линий. «Скульптор в живописи», Оссовский создает форму светом, его рациональным использованием на полотне. Сложен и долог был путь к произведению. К «Рыбакам» сделано 50 эскизов и картонов композиции, в их числе работа из коллекции Волгоградского музея изобразительных искусств им. Машкова.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: