Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова

1894, Бежецк Тверской губернии – 1971, Ленинград

Метростроевка у бетоньерки

1937


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

Работы Александра Самохвалова превосходно иллюстрируют эстетику советской эпохи, но сам он заложником советских стандартов никогда не был. Начиная с 1920-х годов главной темой для художника было раскрытие потенциала личности человека нового поколения. Героями его произведений становятся люди нового общественного строя, творцы новой реальности. Самохвалова в первую очередь привлекали женские образы, он считал, что перемены, произошедшие в стране, наиболее ярко отразились в женских судьбах.

В начале 1930-х годов художник присоединился к объединению «Октябрь» и вступил в период зрелого мастерства. Мощь монументального мировосприятия проявилась в произведениях, посвященных труду и спорту. В 1934 году Самохвалов не раз бывал в Москве на стройке первого в Советском Союзе метрополитена.

Работа «Метростроевка у бетоньерки» относится к серии произведений, посвящённых девушкам Метростроя, которая состоит из десяти акварелей (Русский музей) и двух живописных полотен. Моделей этой серии художник чувствовал и понимал, как античных мифологических богинь. Он практически не делал никаких зарисовок, только наблюдал, запоминал движения и ритм, лишь изредка заносил в записную книжку некоторые линии, которые впоследствии могли стать основой линейного решения фигуры.

Подготовительные рисунки серии выдают «муки» поиска абсолютно точных ракурсов. «Было бы смешно ставить там этюдник и пытаться списать этих быстро двигающихся, красивых и гордых строительниц метрополитена. Их  образ складывался в движение, мотивированное их энтузиазмом. И каждое их движение было монументально, как песнь о великом механизированном труде». Ясный силуэт, чёткий контур, выразительная поза, пластичность движений, сдержанный монохромный колорит стали основой образов метростроевок.

Картина «Метростроевка у бетоньерки» – сплав натурного портретного и мощного обобщающего начал в искусстве. Как сказал о ней художник А. А. Дейнека: «Она как богиня, и все-таки она наша, «русская девчонка».

Большое влияние на творчество Самохвалова оказали произведения его учителя, К. С. Петрова-Водкина. Однако художник создал свой уникальный стиль, в котором сплетались русская древность и советская современность. Главным героем его полотен стали современники – люди нового мира. Он сам однажды отметил: «У К. С. [Петрова-Водкина] – глубокое, философское, трагедийное раскрытие образа в момент столкновения с действительностью в ходе формирования личности. У меня – утверждение современного образа в сфере созидательных сил творящей эпохи».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: