Судоверфь имени Парижской Коммуны
1979
- Холст, масло. 200 × 250
- Ж-1960
Пост. в 1986 от Министерства культуры СССР- Ярославский художественный музей
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- Поделиться
До сих пор остается загадкой, какое место изображено на полотне «Судоверфь имени Парижской Коммуны» азербайджанского художника Мирнадира Зейналова. В республиках СССР существовал один завод по строительству и ремонту кораблей с таким названием – на левом берегу Волги, в 70 км от Нижнего Новгорода. С другой же стороны, одноименное место находилась и в дружественной Польше. Гдыньская судоверфь имени Парижской коммуны строила танкеры и рудовозы для стран социалистического блока. В любом случае, работа над произведением шла не на месте событий, а, судя по надписи на обороте, в Баку.
Графично, угловато изображенная судоверфь похожа на конструктор из пирса и кораблей. Однако это не просто мир вещей. Перед зрителем открывается целый организм с особым биоритмом, а оборудование на переднем плане – его алеющее сердце с венами, клапанами. Жизнь судоверфи обеспечивает слаженная работа, в которой тоже есть свой ритм: пока рабочие-сварщики заняты, у матроса есть время для перекура.
Многими годами позже в интервью художник скажет: «Я всю жизнь пытаюсь уйти от предметности». Со временем любимым жанром Зейналова станет абстрактная живопись, из-под его кисти будут появляться работы совсем другого толка. Однако яркие светящиеся оттенки останутся фирменной карточкой работ мастера.