Коллекция Государственного Русского музея

Часовня-киот

Верхнее Поволжье. Середина — третья четверть XVII века (1654?)


Деревянный киот в форме часовни предназначался для особо почитаемой резной статуи Николая Чудотворца, находившейся в Воскресенском соборе города Романова-Борисоглебска (ныне Тутаев). Он был изготовлен группой мастеров, в состав которой входили резчики по дереву и иконописец, написавший композицию «Троица Ветхозаветная» и, возможно, принимавший участие в раскраске резных деталей киота. Хранилищем для фигуры святителя служила нижняя часть сооружения, имеющая две дверцы, покрытые ажурной сквозной резьбой. Образцом для нее послужил рисунок железных «кубчатых» кованых оконных или дверных решеток с перехватами. Верх киота выполнен в виде сводов, имитирующих реальное посводное завершение храма, и увенчан тремя главками на узких изящных барабанах. Переход от сводов к главкам оформлен в виде пирамидальной конструкции, состоящей из двух ярусов «башенок», соединенных между собой декоративными «бочками».

Детали киота позолочены и подцвечены красной, зеленой и синей красками, перекликающимися с палитрой, использованной иконописцем при работе над сюжетной композицией в навершии. Сложная форма трехлопастного, с килевидным завершением фронтона над дверцами предопределила композиционное решение «Ветхозаветной Троицы». Сцена разделена на три части — центральную, где представлена трапеза трех ангелов и сопутствующие ей эпизоды заклания тельца и приготовления хлебов, и боковые, в которых показаны встреча Авраамом трех странников и их проводы.

Киот относится к произведениям малых архитектурных форм, вошедших в широкое употребление в XVI–XVII веках. К их числу принадлежали царские и святительские моленные места, амвоны, надпрестольные сени и киоты, вырезанные из дерева и имевшие богатое декоративное оформление. Достаточно много таких сооружений было создано в Поволжье. Сходство их облика обусловлено воспроизведением реальных форм древнерусского зодчества: шатров, главок, кокошников, арок с гирьками, балясин и т. п. Во многих случаях мастера повторяли и мотивы резьбы, сочетая прорезные детали и причудливые орнаменты по фону, накладные розетки и обрамления в виде перевитого жгута и зубчиков. Параллели рельефной позолоченной резьбе можно найти в чеканных изделиях ярославских серебряников.

Воскресенский собор в Романове-Борисоглебске (в XVII веке ― Борисоглебская слобода) возводился в два этапа. Нижняя церковь во имя Богородицы Одигитрии была построена в 1652 году и просуществовала как одноэтажный холодный храм до 1670 года. Летний храм в честь Воскресения, сооруженный на сводах Богородичной церкви, был освящен в 1675 году. В этот период могли изготовить и киот, датировка которого не выходит за рамки третьей четверти XVII века.

Н. В. Пивоварова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 113.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: