Коллекция Государственного Русского музея

Евангелист Лука

Наугольник Евангелия. Вторая половина XVII века


Наугольник принадлежит к не сохранившемуся до наших дней окладу напрестольного Евангелия. Он крепился в нижнем левом углу верхней крышки кодекса и составлял комплект с тремя аналогичными по форме пластинами, на которых были представлены евангелисты Иоанн Богослов, Матфей и Марк, и средником с сюжетной композицией. Эмалевая вставка с образом евангелиста укреплена на основании треугольной формы, покрытом цветочным орнаментом. Растительный побег с цветками и листья исполнены в сложной технике расписной эмали по скани. Вдоль края наугольника пущена веревочка из сканых колечек, заполненных зеленой эмалью. Пишущий евангелист и его символ — телец — изображены в интерьере палаты, за стенами которой приоткрывается уголок ландшафта с уходящими вглубь горками, кронами деревьев и архитектурными сооружениями. Фигура святого Луки трактована объемно, в личном письме использован прием «живоподобия», характерный для иконописи середины — второй половины XVII века. На плитках пола вдоль нижнего края композиции расположена надпись: «Писалъ усолецъ иконописецъ».

В литературе наугольник атрибутируется как произведение сольвычегодских эмальеров или памятник, вышедший из московских мастерских. И. А. Бобровницкая вводит его в круг изделий московских мастеров и предположительно связывает с творчеством Федора Зубова. В качестве аналогии исследователь приводит дробницы Евангелия 1688–1689 годов, вложенного в 1693 году в кремлевскую церковь Тихвинской иконы Богоматери боярином Я. Н. Одоевским (ГММК). Между тем отсутствие имени Федора Зубова в надписи на предмете, как и сама ее форма, подчеркивающая связь эмальера с Усольем, скорее свидетельствует об изготовлении наугольника в усольских, а не в московских мастерских. На это же указывают особенности техники, характер орнамента, цвета эмали, приемы оформления наугольника, типичные для изделий сольвычегодских мастерских второй половины — конца XVII века. Отличие от московской традиции обнаруживает и иконография евангелиста Луки, более архаичная по сравнению с московскими образцами второй половины столетия.

Н. В. Пивоварова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 193.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: