Коллекция Государственного Русского музея

Конец 1620-х - 1640-е годы, Москва

Христос во гробе. Воздух

1630


Большая часть сохранившихся литургических тканей относится к XVII веку, что, по-видимому, отражает историю сложения их программы и историю бытования. Именно к XVII столетию окончательно сформировались иконография и традиция нахождения на престоле комплекта из трех тканей во время совершения чина Евхаристии. В связи со спецификой произведений в их иконографическую программу обязательно включались литургические тексты на полях. Вкладные надписи размещались, как правило, в среднике. Непосредственное участие покровцов в Евхаристии сообщало вкладным надписям исключительное литургическое значение, тексты выполняли роль поминальных записей. Традиционные молитвенные надписи, шитые золотными нитями «в прикреп», крупной вязью окружают покровцы по краям: ПИИТЕ WТ НЕЯ ВСИ СЕ ЕСТЬ КРОВЬ МО/Я… (ил. 52); ПРИИМЭТЕ И ЯДИТЕ СЕ ЕСТЬ ТЭЛО МОЕ… (ил. 53). На воздухе вышит текст молитвы: ВО ГРОБЭ ПЛОТЦКИИ... (ил. 54).

Иконография литургических покровцов была выработана в мастерских Дмитрия Ивановича Годунова и царицы Ирины Федоровны в конце XVI — начале XVII века. В XVII столетии именно она становится канонической для столичных мастерских. В центре средника покровца «Богоматерь Воплощение» в круглом обрамлении изображена Богоматерь с Младенцем Христом на груди. Ореол Богоматери окружают с четырех сторон два херувима и два серафима. На дискосном покровце представлен традиционный «годуновский» вариант иконографии «Се агнец». В среднике изображен плоский, овальной формы дискос на высоком фигурном стояне с декоративными ручками, покрытый звездицей с многолепестовой розеткой в вершине. В чаше дискоса обнаженный отрок Христос, над ним — Святой Дух в виде голубя в восьмиугольном обрамлении. По сторонам чаши шиты ангелы в рост, в трехчетвертных поворотах, с рипидами. Вверху в центре в двойном сегменте неба изображен поясной прямоличный Саваоф. По углам каймы размещены херувимы и серафимы. В центре средника ― лежащий на ложе Христос, ему предстоят служащие ангелы с рипидами в руках. Вверху, над Христом, — прямоличное изображение херувима.

Покровцы шиты преимущественно золотными и серебряными нитями «в прикреп» и разноцветными шелками «атласным» швом и «в раскол». Личное шитье исполнено песочного цвета шелком «атласным» швом по форме, без теней. Фонами служит алая (в среднике) и темно-голубая (на полях) камка. Стилистически покровцы представляют единую группу с памятниками, вышедшими из мастерской Евдокии Лукьяновны. Их техническое исполнение совершенно, композиции четко прописаны, рисунок графически точен, золотное шитье очень плотно орнаментировано мелкими прикрепами. Лики исполнены довольно мелочно, без характерных притенений. Важная роль в образной выразительности сцен отводится контурам, проработанным плотным темным шелком.

Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 60.

Рест. в 1992–1995 в ГРМ.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: