Коллекция Государственного Русского музея

Стакан (стопа)

Москва. Вторая половина XVII века


В XVII веке не ослабевает интерес к резьбе и черни, которые приобретают все более живописный характер. В 1660-е годы в Москву приезжают константинопольские ювелиры, открывшие здесь свою мастерскую. В ней прошли обучение некоторые русские мастера. С этого времени чернь получает новое направление в развитии. Примером ее использования могут служить два литургических комплекта из собрания Русского музея. Они были изготовлены по повелению царя Федора Алексеевича в 1678 и 1681 годах для теремных церквей Московского Кремля. В той же технике исполнена данная стопа, а также ставчик Федора Алексеевича (БК-3149), кружка (БК-3152) и четвертина (БК-3155), принадлежавшие царевичу Алексею Петровичу. Фон этих предметов сплошь покрыт рисунком из мельчайших черневых травок, поверх которых нанесен крупный пышный резной золоченый орнамент из разнообразных цветов и листьев.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: