Коллекция Государственного Русского музея


Распятие

Крест мощехранительный семиконечный. Казань. 1698


Небольшой семиконечный мощехранительный крест относится к редким образцам прикладного искусства конца XVII века, изготовленным казанскими серебряниками. В его создании принимали участие два мастера. Основная и самая кропотливая работа — покрытие поверхности креста сканым узором — выпала на долю Ивана Юркина. Семен Дмитриев исполнил фигуру Спасителя, изображение пещеры с черепом Адама и вырезал надписи. Судя по всему, он был не только чеканщиком, но и эмальером, поскольку и изображение Спасителя, и череп Адама, и надписи на лицевой стороне были сплошь покрыты финифтью (ныне эмаль на фигуре Христа почти полностью утрачена). Техника скани, широко применявшаяся ювелирами Новгорода и Москвы, не получила широкого распространения в Казани. Ее использование на кресте может косвенно указывать на среднерусское или новгородское происхождение мастера, тем более что его имя не встречается среди ювелиров Казани. В то же время Семен Дмитриев — серебряник Казанского архиерейского дома — известен целым рядом подписных работ начала XVIII века. Заказчиком креста был один из богатейших представителей русской служилой элиты XVII — начала XVIII века — князь Петр Лукич Львов. Серебряный крест был изготовлен в его бытность в Казани, где он состоял сначала воеводой (1698–1699), а затем наместником (1708–1710). По воле Львова в крест были сделаны драгоценные вложения, что зафиксировано в надписях на нем. Обстоятельства, при которых крест перешел к Шереметевым, неизвестны. В 1821 году он был прислан из московского домового правления Шереметевых в Санкт-Петербург и с этого времени хранился в особом киоте в церкви Шереметевского дворца на Фонтанке.

Н. В. Пивоварова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 131.

Принадлежал Петру Лукичу Львову.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: