Коллекция Государственного Русского музея

1771, Санкт-Петербург – не ранее 1829, ?

Портрет Ивана Якимова в виде Амура

1790

  • Холст, масло. 142 x 92
  • Ж-3284

  • Пост.: 1928 из Шереметевского дома-музея; ранее (1905) – собр. графа А. Д. Шереметева (Санкт-Петербург); с 1895 – Шереметевский дворец (Санкт-Петербург); 1792–1895 – Останкинский дворец (усадьба Останкино Московской губ.)


В русском изобразительном искусстве XVIII - первой половине XIX века семья Аргуновых занимает особое место. Все Аргуновы, несмотря на то, что они были крепостными графов Шереметьевых, внесли значительный вклад в развитие русской культуры. Начало славы этой творческой династии положил отец - Иван Петрович. Николай Иванович Аргунов продолжил дело отца. Много сил и творческой энергии затратил он на учебу, и уже первые самостоятельные работы показали его талант и собственный взгляд на живопись.

Созданный художником образ юного актера крепостного театра графа Николая Петровича Шереметьева, полон очарования и непосредственности. Как и в театре XVIII века, в нем все условно и символично. Мальчик изображен в роли Амура, он игриво грозит пальчиком, его лукавый жест символически предостерегающ. Условен и «античный» наряд актера, разумеется, не имеющий никакого отношения к подлинной античности, увитый лентами, гирляндами роз, снабженный крылышками из настоящих птичьих перьев, привязанными за спиной. При условности всех деталей, даже реалистически написанное дерево воспринимается как театральная декорация. Большая живописная культура, выразительность характера придают картине живое обаяние.

Якимов (Екимов) Иван Якимович (1780-1804) – дворовый мальчик, воспитанник графа Н. П. Шереметьева, художник-любитель, участник театральных балетных постановок в Кусковском театре. Иван Якимов упоминается в записке Н. П. Шереметьева «Жизнь и кончина Ивана Якимовича Якимова» и в предсмертном письме Н. П. Шереметьева к сыну Дмитрию. Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 86.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: