Коллекция Государственного Русского музея

1799, Санкт-Петербург - 1852, Манциана близ Рима

Портрет Александры Федоровны, жены Николая I, с дочерью Марией Николаевной на прогулке верхом в Петергофском парке

Эскиз неосуществленного портрета. 1837


Александра Федоровна (Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, 1/12 июля 1798, Потсдам − 20 октября / 1 ноября 1860, Царское Село) − дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы, в 1817 вышла замуж за великого князя Николая Павловича, впоследствии императора Николая I. Мать императора Александра II.

400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 109.

Александра Федоровна (1798–1860) – урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, старшая дочь короля Пруссии Фридриха Вильгельма III (1770–1840)  и  королевы Луизы (1776–1810). Сестра прусских королей Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I. После принятия православия – Александра Федоровна. С 1817 – великая княгиня, супруга великого князя Николая Павловича, с 1825 – императрица.

Мария Николаевна (1819–1876) – великая княжна, старшая дочь великокняжеской, затем императорской четы Николая Павловича и Александры Федоровны. В первом браке (с 1839) – герцогиня Лейхтенбергская, супруга Максимилиана Иосифа Евгения Августа Наполеона Богарне (1817–1852), третьего герцога Лейхтенбергского. Во втором морганатическом браке – графиня Строганова, супруга графа Григория Александровича Строганова (1824–1878). Президент Академии художеств (1852 – 1876), первая хозяйка Мариинского дворца.

По свидетельству Михаила Железнова, Брюллов писал портрет в начале лета 1837 в Петергофе. «Государь на два дня уехал из Петергофа в Петербург. Чтобы сделать ему сюрприз, Карл Павлович написал в двенадцать часов на одном холсте императрицу и великую княгиню Марию Николаевну на лошадях, в аллее Петергофского сада, перед фонтаном Самсона. <…> По возвращении в Петергоф государь подивился проворству Брюллова и остался доволен портретом. После этого как бы, кажется, не закончить портрета? А Брюллов <…> повернул его к стене и никогда более им не занимался» (К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. М., 1952). На заднем плане — изображение Нижнего парка в Петергофе, слева — фрагмент фонтанной группы «Самсон, раздирающий пасть льва».

Николай I. СПб, 2018. С. 90.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: