Коллекция Государственного Русского музея

1709, Венеция – 1768 (9?), там же

Вступление на престол Екатерины II

1762


Екатерининская эпоха прославлена работой в России крупных европейских мастеров. С благословения императрицы, по инициативе русских дипломатов, под поручительство Дидро приглашение работать при русском Дворе получали наиболее известные, значительные художники, среди которых был и Франческо Фонтебассо, выдающийся венецианский живописец, акварелист, рисовальщик, гравер. Значительное влияние на творчество мастера оказал его великий современник Джованни Батиста Тьеполо.

В середине XVIII века Фонтебассо преподавал в Венецианской академии, исполнил ряд росписей в венецианских палаццо, принесших ему широкую известность. В 1760-м году он был приглашен в Петербург для написания плафонов в только что отстроенном Зимнем дворце. По предложению Ивана Ивановича Шувалова 1 марта 1762 года итальянский мастер подписал контракт с Петербургской Академией художеств, но прослужив «едва ли полгода», возвратился в Венецию. Несмотря на краткое пребывание при русском дворе, Фонтебассо, будучи одним из первых профессоров Петербургской Академии художеств, оставил заметный след в русской культуре.

Картина «Вступление на престол Екатерины II» – типичный для XVIII столетия аллегорический сюжет, имеющий целью прославить русскую императрицу. Представленная на фоне походных шатров, в торжественном облачении со всеми царскими регалиями, молодая Екатерина окружена женскими фигурами, олицетворяющими добродетели, – Сила с колонной в руках, Благоразумие – с зеркалом, Правосудие, Справедливость с весами, Верность с ключом. Героиня, которой императрица, протянув руку, помогает подняться с колен, символизирует Россию. Дети, поддерживающие тяжелую, затканную двуглавыми орлами мантию, воплощают надежду вступающего на престол монарха о создании в России новой породы людей просвещенной эпохи – «человека естественного, разумного, государственного». 

Работа была исполнена согласно контракту, заключенному художником с Академией художеств, безвозмездно. Екатерина II изображена с орденом Андрея Первозванного (лента), на голове — малая императорская корона, в правой руке скипетр. 

Монументальное полотно кисти Фонтебассо, отличающееся блестящим профессионализмом, колористическим и композиционным богатством – лучшими качествами венецианского барочного искусства, – служило образцом для подражания и примером «большого стиля» для воспитанников Петербургской Академии художеств.

Екатерина II (Великая; 1729-1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В 1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В 1754 году родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики "просвещённого абсолютизма", но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768-1774; 1787-1792) и Швецией (1788-1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: