Коллекция Государственного Русского музея


Кормилица с ребенком

Вторая четверть XIX века


Датируется по костюму изображенной. Композиция картины напоминает образ «Богоматерь с Младенцем». Состояние проникновенной молитвы подчеркивает лежащая у окна просфора, которую только что принесли из церкви. Картина поступила в ГРМ из Петергофского дворца. На ее обороте имеется старый номер «6644», под которым в описи эрмитажной коллекции числилось произведение Венецианова «Кормилица на руках с спящим ребенком» (ОРГЭ, ф. 1, оп. VI-6, 1859). Судя по документам, в 1859 году оно находилось в 16 зале Большого Петергофского дворца. В описи отмечен овальный формат картины, однако вероятнее всего, что овальным был вырез рамы. В процессе музейного изучения авторство А. Г. Венецианова не подтвердилось. Возможно, данная работа была написана кем-то из его многочисленных учеников. Весьма вероятно, что она была создана Федором Михайловичем Славянским (1819(7?)–1876). Эта версия тем более вероятна, что до 1841 года бывший крепостной Федор Славянский назывался Венециановым (учитель хотел дать ему свою фамилию, на что не было получено согласия ИАХ). Художественные достоинства картины очень высоки, но уточнение авторства требует дальнейших исследований. Традиция нанимать при рождении детей специальных кормилиц издавна существовала в состоятельных семьях и прежде всего в дворянской среде. С конца XVIII века русские кормилицы носили традиционный сарафан и кокошник, которые в отличие от повседневного платья были сшиты из дорогих материалов. Иногда народный костюм дополнялся элементами из дворянского гардероба, в данном случае шалью, которая вошла в моду в начале XIX века и на протяжении нескольких десятилетий оставалась престижным и чрезвычайно комфортным элементом женской одежды.

Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 225.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: