Коллекция Государственного Русского музея


Крещение княгини Ольги в Константинополе

Около 1820


Согласно номеру «479», написанному на лицевой стороне белой краской, картина некогда находилась в собрании императора Николая I, в Аничковом дворце. «О. N.» на подрамнике, вероятно, указывает, что картина располагалась в апартаментах дочери императора, великой княжны Ольги Николаевны. Сюжет отражает одно из важнейших и определяющих событий в истории России. Крещение княгини Ольги было необыкновенно торжественно, патриарх Полиевкт совершил над княгиней великое таинство, а византийский император Константин Багрянородный воспринял ее от купели. Согласно летописи «Повесть Временных Лет», это событие произошло в 955 году в Константинополе.

Одним из немногих, кто писал на этот сюжет, был Ф. А. Бруни; среди его первых работ в Риме, куда он отправился в 1819, была картина «Крещение княгини Ольги». О ней судили по более позднему обращению художника к этому сюжету в серии его гравюр, посвященных истории России и опубликованных ОПХ в 1837. Крещение Ольги не вошло в это издание, а художнику было сделано замечание по поводу изображения блаженной княгини обнаженной. Вряд ли корректно судить о ранней картине, задуманной молодым художником, когда его индивидуальная манера еще не сложилась, по его же классическим, более поздним произведениям. Тем не менее можно с достаточным основанием предположить, что рассматриваемая работа является эскизом к картине Ф. А. Бруни. В пользу такого предположения свидетельствует происхождение картины из императорского собрания и ее стилистическая и иконографическая близость раннему творчеству Бруни. Окончательный вывод об авторстве картины требует дополнительных исследований.

Федор Антонович Бруни (1801, Милан — 1875, Санкт-Петербург). Живописец, гравер; автор религиозных и исторических композиций; портретист, монументалист. Сын художника, переехавшего в 1807 с семьей в Россию. Учился в ИАХ (1809–1818) на средства графа Ю. П. Литта. В январе 1819 получил аттестат 1-й степени. Жил в Италии, работал в основном в Риме (1819–1836, 1839–1841, 1843–1845). Профессор (1836), ректор ИАХ (1855–1872). С 1849 — хранитель живописного отдела ИЭ. Создатель росписей кафедрального Исаакиевского собора в Петербурге (1841–1853). Член (1824) и почетный профессор Академии св.  Луки в Риме; почетный член АХ (1851), член Королевской Академии в Милане (1862).


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: