Коллекция Государственного Русского музея


Портрет царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I с портретами Петра I, царицы Екатерины Алексеевны, царевичей Алексея Петровича, Петра Петровича и Петра Алексеевича

Между 1716 и 1718


Наталья Алексеевна, царевна (22 августа 1673 – 18 июня 1716). Царевна, дочь царя Алексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимая сестра Петра I. В 1698 году, после того как царица Евдокия Федоровна Лопухина была пострижена в монастырь, к царевне Наталье в Преображенское был отдан маленький царевич Алексей. Позже в ее же доме Петр поселил Марту Скавронскую, где она получила в крещении имя Екатерины, а ее крестным отцом стал царевич Алексей. При дворе царевны Натальи жили две сестры А. Д. Меншикова. С 1708 жила в Петербурге. 

Посмертный портрет датируется годом смерти Натальи Алексеевны или следующим годом (до начала следствия по делу царевича Алексея, портрет которого в латах, под короной включен в композицию). Портрет был поднесен Петру I автором программы и стихотворных текстов, протопопом Новгород-Северского собора Афанасием Заруцким с посвящением в нижней части холста, в конце которого слова: «от недостойного богомольца Афанасия Заруцкого… В облегчение и утоление скорби изображенный». Возможно, и автором живописи был малороссийский живописец. 

Так называемая конклюзия (или тезис — термин П. Н. Петрова) — памятный образ, сочетающий элементы изобразительного искусства (портреты, сцены, аллегорические фигуры) и тексты. Обычно конклюзии гравировались, редкий для этого жанра живописный вариант, не имеющий гравированных аналогов. Он представляет собой своеобразную эпитафию. В центре — портрет царевны, близкий ее прижизненным изображениям. Портрет окружен аллегорическими сценами со стихотворными пояснениями и портретами Петра I (1672–1825), Екатерины I (1684–1727), царевичей Алексея Петровича (1690–1718), Петра Петровича (1715–1719) и Петра Алексеевича (1715–1730). Композиция исполнена в иконной традиции: все изображения разномасштабны, тексты написаны мелким шрифтом. Конклюзии имели панегирический характер: в центральном большом тексте говорится о высоких нравственных качествах царевны Наталии, о том, что, имея многих рабынь, «сама себе служащи», жила «как некая страдалица Христова», «победи смерть терпением» и «уневестившаяся жениху своему Христу». Многократное изображение гробов, скелетов и черепов, окруженных текстами, соответствует барочной пышности и многословности гравированных конклюзий того же составителя. Фигуры Хроноса с молотом и песочными часами в руках и смерти с косой также встречаются на подобных изображениях неоднократно. Многочисленные эмблемы подчеркивают символический характер изображения. Равномасштабное сочетание императора и Христа, ангелов и языческих богов, скелетов свидетельствует о сильном влиянии западноевропейской традиции.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: