Коллекция Государственного Русского музея


Портрет царицы Натальи Кирилловны

Конец января – начало февраля 1694 (?)

  • Холст, масло. 126,5 x 95,5
  • Ж-3943

  • Пост. в 1925 из ГЭ (Романовская галерея)


Наталья Кирилловна Нарышкина (1651–1694) — дочь боярина Кирилла Полуектовича Нарышкина (1623–1691), постриженного в 1682 по требованию восставших стрельцов в Кирилло-Белозерский монастырь под именем Киприана. Воспитанница (до 1671) боярина А.  С.  Матвеева. С 1671 — царица, вторая жена царя Алексея Михайловича, мать Петра I и царевен Натальи и Феодоры.

Изображена во вдовьем покрывале, которое могло появиться лишь после смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году. Однако существует обоснованное предположение, что портрет царицы мог быть исполнен живописцем Оружейной палаты Михаилом Чоглоковым сразу после ее смерти, последовавшей 25 января 1694, и закончен 9 февраля. Автор версии ссылается на обнаруженную И.  Е.  Забелиным челобитную художника, в которой сказано: «...писал я образ во успении государыни благоверной царицы и великой княгини Натальи Кирилловны на полотне персону живописным письмом...». Из челобитной, опубликованной исследователем раннего русского портрета Е.  С. Овчинниковой, также следовало, что «Чоглоков работал над портретом Натальи Кирилловны у себя дома 9 дней, с 25 января по 6 февраля 1694 года» (Овчинникова. С.  123).

В последней трети XVII века живописный портрет «во успении» получает широкое распространение. Как писала автор атрибуции, «...в отличие от надгробного изображения, помещенного в среду храма и исполненного в традициях иконописного образа, живописный портрет „во успении", написанный на холсте, в новой технике маслом, должен был находиться в светских хоромах для памяти потомков. Главным в нем была передача сходства, жизненного подобия, именно поэтому <...> портретируемые на персонах „во успении" пишутся живыми» (Эпоха парсуны. С.  128,  249). Авторская живопись на лице, платье и руках сохранилась достаточно хорошо, наличие в ней авторских правок подтверждает оригинальность портрета.

Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 31.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: