Коллекция Государственного Русского музея

1789, ? — 1861, Санкт-Петербург

Расстрел французами русских патриотов в Москве в 1812 году

1813

  • Холст, масло. 140 х 188
  • Ж-5056

  • Пост. в 1941 через ЛЗК (собрание В. Д. Фролова)


Существует несколько версий причин пожара, способствовавшего оставлению Наполеоном Москвы. Наиболее правдоподобной является «патриотическая», согласно которой поджоги осуществлялись самими горожанами. Французы были уверены, что Москва поджигалась по приказанию московского губернатора графа Ф. В. Растопчина. Сильный ветер раздувал пламя, и вскоре почти вся Москва пылала. По подозрению в поджогах французским военно-полевым судом было расстреляно до 400 горожан из низших сословий.

В 1813 году выпускникам исторического класса ИАХ была дана программа «изобразить верность Богу и Государю русских граждан, которые, быв расстреливаемы в Москве, с твердым и благочестивым духом шли на смерть, не соглашаясь исполнить повеление Наполеоново». Картина Тихонова, написанная на этот сюжет, осенью того же года была удостоена второй золотой медали. (П. К., С. М.)

Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 273.

В Кат. 1980 — Сазонов Василий Кондратьевич (1789-1870) или Тихонов Михаил (1789-1862). 15 марта 1813 выпускникам исторического класса была дана программа "изобразить верность Богу и Государю русских граждан, которые, быв расстреливаемы в Москве, с твердым и благочестивым духом шли на смерть, не соглашаясь исполнить повеление Наполеоново". На торжественном публичном собрании 1 сентября 1813 первой золотой медали по живописи исторической был удостоен Василий Сазонов, второй — Михаил Тихонов. В ГРМ и ГТГ находятся две картины, написанные по этой программе. В ГРМ картина называется "Расстрел французами русских патриотов в Москве в 1812 году", в ГТГ — "Расстрел французами русских граждан в 1812 году". В Кат. 1980, в ГТГ. Кат. 2005 и в ГТГ Кат. 1984 обе картины значатся под двойным авторством — Сазонов Василий Кондратьевич (1789-1870) или Тихонов Михаил (1789-1862). В указанных каталогах ГРМ и ГТГ есть пометки, что "точное авторство картины не установлено" и "в настоящее время не представляется возможным определить, кто из двух художников является автором картины, принадлежащей ГТГ". Оба произведения поступили не из АХ, где за ними сохранилось бы авторство, а от частных лиц: в ГРМ в 1941 из ЛЗК (собр. В. Д. Фролова), в ГТГ в 1931 от К. И. Смирнова. Первая попытка более точного определения авторства программ была предпринята Л. Н. Целищевой, опубликовавшей в журнале "Художник" статью "Забытые авторы известных картин". По мнению Л. Н. Целищевой, автором картины, находящейся в ГРМ, "следует считать" В. Сазонова, автором картины, находящейся в ГТГ, соответственно М. Тихонова. В ГТГ версия Л. Н. Целищевой принята (ГТГ Кат. 2005. С. 854). На основании сравнительно-стилистического и технологического исследований произведений В. К. Сазонова и М. Т. Тихонова, а также изучения произведений М. Т. Тихонова из собрания ГРМ, С. В. Моисеевой было доказано, что в ГРМ находится программа работы М. Т. Тихонова. (Протокол Атрибуционного совета ГРМ № 2 (33) от 01.07.2004). См: Моисеева С. В. Об авторстве картин "Расстрел французами русских патриотов в Москве в 1812 году" (ГРМ) и "Расстрел французами русских граждан в 1812 году" (ГТГ) // Русский музей. Страницы истории отечественного искусства XVI—ХХ вв. К 100-летию со дня рождения Георгия Викторовича Смирнова. Вып. XIII. СПб, 2007. С. 25-31.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: