Коллекция Государственного Русского музея

1712, Болонья – 1780, Санкт-Петербург

Портрет императрицы Екатерины II

Между 1763 и 1766

  • Холст, масло. 244 х 178
  • Ж-5808

  • Пост.: 1918 из собр. Синода (Петроград)


Этот коронационный портрет Екатерины Великой выполнен венецианским живописцем Cтефано Торелли. Мастер приехал в Россию в 1762 году. Приверженец декоративного рококо, он быстро и в равной степени талантливо писал портреты и пышные аллегорические композиции, расписывал плафоны и стены дворцов. 

Екатерина изображена в роскошном платье из гладкой серебряной парчи с вышитыми золотой нитью накладными орлами, императорской мантии, с державой и скипетром, лентой и бриллиантовой цепью ордена Св. Андрея Первозванного. На подушке — три царские короны Российской империи, соответствующие титулу императрицы — Казанская, Астраханская и Сибирская. Голову императрицы венчает большая императорская корона.

Этот шедевр мирового ювелирного искусства был изготовлен придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины II в 1762 году в рекордно короткий срок – всего за два месяца. Мастера сумели создать «гимн бриллианту в бриллиантовый век». Традиционная по форме, из двух ажурных серебряных полушарий, разделённых гирляндой и скреплённых невысоким венцом, сплошь украшенная бриллиантами и жемчугом, корона создаёт впечатление торжественного величия, удивляя в то же время лёгкостью и изяществом. Сверкание бриллиантового кружева Позье подчеркнул двумя рядами больших матовых идеально чистых жемчужин. Венчает корону редкий драгоценный камень тёмно-красного цвета — благородная шпинель (398,72 карата, приобретена в ХVII веке у восточных купцов) – один из семи исторических камней Алмазного фонда России.

В картинах Торелли почти нет прямых линий – здесь все состоит из прихотливых изгибов, рокайльных завитков, все тяготеет к формам круга и овала. Изысканность блеклых гамм, оживленных позолотой, капризная асимметрия орнамента – бесконечных арабесок, растительных мотивов, развевающихся лент, нежно ниспадающие линии и складки – черты, в полной мере проявившиеся в живописи этого портрета.

Екатерина осталась довольна работой. Почти двухкилограммовую корону она продержала на голове всё необходимое время коронационной церемонии – несколько часов. Большой императорской короной после Екатерины II короновались в России все императоры.

Эскиз (?) портрета в рост, исполненный в зеркальном отражении, – Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева; видоизмененная копия работы А. П. Антропова (1766) – ГРМ.
Портрет неоднократно копировался (фрагментарно).

Екатерина II (Великая; 1729-1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В 1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В 1754 году родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики "просвещённого абсолютизма", но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768-1774; 1787-1792) и Швецией (1788-1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: