Коллекция Государственного Русского музея

1699, Москва –1761, Санкт-Петербург

Портрет Анны Леопольдовны в оранжевом платье

Между 1740 и 1746


Анна Леопольдовна (урожд. Елена Екатерина Христина; 1718—1746) — принцесса Брауншвейг-Люнебургская. Племянница императрицы Анны Иоанновны и дочь ее сестры Екатерины Иоанновны и герцога Карла Леопольда Мекленбургского. С 1739 — Анна Леопольдовна, жена принца Антона Ульриха Брауншвейгского, в 1740—1741 регентша при малолетнем сыне — императоре Иоанне Антоновиче (Иване VI), внучка Ивана V. Умерла в ссылке в Холмогорах Архангельской губернии. Похоронена в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры в Петербурге.

Портрет, вероятно, написан в период начала регентства и смерти Анны Леопольдовны. Государственные дела очень тяготили ее беспечную и флегматичную натуру и слабое регентство быстро завершилось пришествием на престол 25 ноября 1741 дочери Петра Великого — Елизаветы. Сохранилось немного сведений об Анне Леопольдовне, среди них воспоминания фельдмаршала Миниха, доверенного лица бывшей регентши, одного из немногих, кто оставался предан правительнице и ее малолетнему сыну во время елизаветинского дворцового переворота. Он оставил о ней любопытное наблюдение: «Она была от природы неряшлива, повязывала голову белым платком, идучи к обедне, не носила фижм и в таком виде появлялась публично».

На портрете И. Вишнякова правительница Анна Леопольдовна величаво и невозмутимо восседает в кресле. Как и все другие произведения художника, портрет интересен своими контрастами. К примеру, оранжевое платье, прозрачная косынка на плечах и белая повязка на голове написаны художником свободными, смелыми и длинными мазками, передающими фактуру ткани. Ярким контрастом по отношению к плоскостной фигуре выступает объемное лицо. Этот портрет сложно отнести к официальному типу изображения, известно, что в короткий период правления Анны Леопольдовны художник писал несколько ее портретов.

На рентгенограмме картины, проведенной Отделом технологических исследований ГРМ, прослеживаются некоторые изменения, сделанные Вишняковым после воцарения Елизаветы. Так левой рукой Анна Леопольдовна обнимает ребенка с выразительным большеглазым лицом, того самого несчастного Иоанна Антоновича, который потом всю свою жизнь провел в заточении и погиб при невыясненных обстоятельствах в крепости Шлиссельбург в 1764 году.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: