Коллекция Государственного Русского музея

1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва

Портрет А. Г. Бобринского в детстве

Середина 1760-х

  • Холст, масло. 59,5 х 47
  • Ж-4743

  • Пост.: 1934 из ГМР; ранее (1920-е) – ЛГЗК (Елагиноостровский дворец)


Бобринский Алексей Григорьевич (1762–1813) — внебрачный сын Екатерины II и Г. Г. Орлова. Родоначальник рода Бобринских. Первоначально воспитывался в семье гардеробмейстера (затем камергера) В. Г. Шкурина под видом его племянника (сына). В 1762—1763 в придворных кругах широко обсуждался так называемый Бестужевский проект, по которому Екатерине предлагалось обвенчаться с Орловым, а Бобринского – "привенчать" (узаконить), и в этот период он в ряде случаев именовался Романовым. В 1770-м, в случае смерти опасно заболевшего великого князя Павла, императрица намеревалась объявить Бобринского наследником престола. При этих обстоятельствах долгое время фамилия мальчика не была определена. В 1760-х – первой половине 1770-х его называют то Шкуриным, то князем Сицким (Сицкие – угасший в конце XVII в., наиболее близкий к Романовым род). В переписке старались вовсе обойтись без фамилии, именуя мальчика то "молодым человеком", то "маленьким господином". Только в апреле 1775 за ним была закреплена фамилия Бобринский (по названию пожалованной ему в 1763 Бобриковской волости в Тульской губернии). По окончании Сухопутного кадетского корпуса выпущен в гвардию. Совершил длительную поездку по России и странам Западной Европы. С 1796 граф, генерал-майор.

Долгое время считалось, что на портрете изображен великий князь Павел Петрович. Но по стилистическим и технологическим особенностям портрет датируется серединой 1760-х. Между тем такая датировка противоречила прежней идентификации портрета: великому князю, родившемуся в 1754, в это время было около десяти лет, что никак не соответствовало возрасту ребенка на портрете. Несообразно с традиционным определением отсутствие орденов, которые были пожалованы великому князю уже через пять дней после рождения. С ними в силу традиции он изображен на всех без исключения портретах. В пользу того, что в наклейке описка и моделью для портрета служил не великий князь, свидетельствовал целый ряд аргументов. Но поскольку портрет находился в комнатах Екатерины II, ясно, что его персонаж имел к императрице самое близкое отношение.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: