Последний день Помпеи
1833
- Холст, масло. 456,5 x 651
- Ж-5084
Пост. в 1897 из ИЭ (ранее – собрание Н. Н. Демидова)-
Сведения о реставрации:
Реставрация с дублированием на новый холст: Корнякова И. Н., Минин А.В., Солдатенков Е.С. (1995) - Реставрация: Клёнова О. Ю., Дашкин М. Р., Данюк Н. В., Макаров А. Л., Купцов А. А. (2023–2024)
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияИсторический сюжет
- Поделиться
Сюжетом для полотна послужило разрушение древнеримского города Помпеи при извержении вулкана Везувий в 79 году нашей эры. Источником для воплощения сюжета послужили письма древнеримского историка Плиния Младшего — очевидца катастрофы — Тациту и натурное изучение развалин Помпей, археологическое раскрытие которых началось в середине XVIII века и продолжается до сегодняшнего дня. Место действия картины Брюллова — Дорога Гробниц (Strada dei Sepolcri), помпеянский некрополь, километровая перспектива от Геркуланских ворот до виллы Диомеда в направлении виллы Мистерий. Раскопки здесь начались в 1763 году и продолжались до 1838.
Впервые картина была показана на выставке в галерее Брера в Милане (1833), в марте 1834 выставлялась в Лувре (в экспозиции ежегодного Салона), где Брюллов получил первую золотую медаль; в 1834 экспонировалась в Эрмитаже, с 1835 — на чрезвычайной выставке в Академии художеств. За эту картину художник получил бриллиантовый перстень, был удостоен ордена св. Анны 3-й степени и избран профессором 2-й степени Академии художеств. Среди персонажей, на ступенях храма, художник изобразил себя. Русский музей. От иконы до современности. СПб, 2015. С. 136.
В поисках сюжета для крупного произведения художник руководствовался стремлением показать некое реальное событие прошлого на точной документальной основе. Во время пребывания в Италии художнику довелось побывать на археологических раскопках, открывших миру древние города Помпеи и Геркуланум, погребенные при извержении Везувия 24 августа 79 года. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца, историка Плиния Младшего) и памятников древности.
Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох — зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Трагедия пробуждает в героях самые разные чувства — отчаяние и страх, любовь и стремление защитить близких. Это позволило, по словам Н. В. Гоголя, показать все «верховное, физическое и нравственное совершенство» человека. Следуя традиции искусства Возрождения, художник изобразил в левой части картины себя самого с принадлежностями живописца. Избранная тема в высшей степени характерна для искусства романтической эпохи — она была использована и в музыке (опера Пачини), и в литературе (роман Бульвер-Литтона).
Официальный заказчик картины – промышленник, ученый и меценат А. Н. Демидов. Первоначально полотно с огромным успехом показывалось в Риме, Милане, Париже.
Летом 1834 года картина была отправлена из Франции в Санкт-Петербург, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения. В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей).
Состояние сохранности до реставрации 1995 года:
Холст «перегорел» от масла, прошедшего на тыльную сторону, стал хрупкий, деструктировался. Не обеспечивает прочность натяжения. На тыльной стороне дублированы два слоя реставрационных кромок, имеется более 50 старых пластырей, установленных в разное время на местах прорывов. Самый значительный – «Г»-образный) – длиной 75.6 см. На лицевой стороне – деформации основы вдоль краев. Многочисленные записи, изменившиеся в цвете и тоне. Красочная поверхность мутная из-за значительно разложившихся лаковых слоев.
Комплекс проведенных мероприятий в 1995 году:
Красочный слой и грунт были укреплены и отпрессованы два раза. На тыльной стороне были удалены два слоя старых кромок и пластыри, установленные на местах прорывов. По периметру, в места утрат основы были установлены вставки из холста, аналогичного авторскому. Тыльная сторона зачищена от загрязнений, проклеена и дублирована классическим способом (с рабочего подрамника) на новый холст. Тонировки, изменившиеся в цвете, были местами удалены, местами откорректированы. Лаковая поверхность регенерирована.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 106-107.
1995 год. История технической реставрации:
В связи с началом капитального ремонта Академических залов Русского музея в конце 1994 года экспозиция была закрыта, а экспонаты после тщательного реставрационного обследования перемещены в хранилище. Самые большие полотна, которые не проходили в проем дверей зала, были сняты с подрамников, накатаны на валы и также перемещены в места временного хранения. Перед снятием со стены была осмотрена и картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова. Особенно внимательно был исследован авторский холст. К сожалению, его состояние сохранности оказалось неудовлетворительным. Он сильно "перегорел" от масла, прошедшего на тыльную сторону. Стал хрупким, потерял эластичность. На тыльной стороне имелись более 50 заплаток из холста, размерами от 10 до 75 см, которые были установлены в разное время на местах прорывов. Лаковый слой был мутный из за значительно разложившейся пленки. Особенно это было заметно на темных участках живописи. В связи с этим, 15 марта 1995 года, на заседании расширенного Реставрационного Совета Русского музея было принято историческое решение начать реставрацию. Эта работа была поручена ведущим реставраторам музея - Ирине Корняковой, Александру Минину и Евгению Солдатенкову.
Прежде всего картина была перемещена на валу в Колонный зал корпуса Бенуа Михайловского дворца, где на ровном мраморном полу была раскатана лицевой стороной вверх. После подробной фотофиксации, технико-технологического и химико-биологического исследования красочный слой был профилактически укреплен бумажной заклейкой и, затем, холст перевернут лицевой стороной вниз.
Картина растянута по всему периметру за края на полосах крафтовой бумаги. Тыльная сторона зачищена от поверхностных загрязнений. С тыльной стороны также были удалены два слоя древних реставрационных дублировочных кромок, которые являлись причиной жестких деформаций холста по краям и все реставрационные заплатки, которые стояли на местах старых прорывов. Места свыше сотен утрат авторского холста, особенно многочисленных вдоль краев, были заделаны вставками из нового холста.
После этого картина была дублирована на новый бельгийский льняной холст, идентичный по качеству авторскому, который был специально заказан в одной из фирм Германии. Дублирование производилось классическим методом с рабочего подрамника, который был сделан из легкого и прочного дюраля. После промывки лицевой стороны от поверхностных загрязнений места утрат красочного слоя были заполнены реставрационным грунтом. Проведена регенерация лака спиртовыми парами по методу Петтенкофера.
Места утрат тонированы. После этого картина была покрыта тонким слоем даммарного лака. После завершения капитального ремонта залов, картина была перенесена, натянута на авторский подрамник, вставлена в раму и повешена на свое историческое место. Работа была завершена в ноябре 1995 года. Реставрационный совет Русского музея принял картину после реставрацию высоко оценив качество работы и профессионализм реставраторов.
В процессе реставрации были отработаны методы дублирования картины, имеющей значительные размеры классическим методом (с рабочего подрамника), использование специальной техники для зачистки тыльной стороны с помощью новых технологий с одновременным вакуумным удалением загрязнений, сложного укрепления красочного слоя и грунта. Важным результатом работы явилась разработка новых приспособлений, облегчающих и упрощающих процесс технической реставрации. В частности, был создан по специальному проекту облегченный сверхпрочный дюралевый рабочий подрамник с системой специальных креплений для растяжки дублировочного холста. Он мог легко перемещаться с помощью блоков, закрепленных на металлические конструкции крыши зала. Данная система позволяла в процессе работы неоднократно подтягивать холст до нужного натяжения.
2024 год. История художественной реставрации:
В декабре 2023 года по решению Реставрационного совета Русского музея начался новый этап в работе над картиной "Последний день Помпеи" - художественная реставрация.
Подлинный колорит этого шедевра был более 200 лет скрыт под толстым слоем сильно пожелтевшего лака, который искажал авторский замысел, цветовое и тональное решение и не позволял в должной мере оценить высочайшее живописное мастерство художника. Как известно, за эти годы живописную поверхность неоднократно «освежали», покрывая новыми слоями лака. К сожалению, лак со временем имеет тенденцию к пожелтению и помутнению. Эта лаковая пленка, как темно-желтый фильтр скрывала тончайшие цветовые оттенки живописи. Было решено послойно её утоньшить до авторского слоя.
Чтобы иметь точную картину состояния сохранности красочной поверхности научные сотрудники двух лабораторий Русского музея (отделов технологических и химико-биологических исследований) провели подробные исследования не только характера лаковых слоёв, но и состава грунта, определили границы и характер записей. Необходимо было выяснить не только химический состав лака, но и его послойность, наличие возможных межслойных загрязнений, его взаимодействие с верхними лессировочными слоями живописи. Состояние авторской живописи также требовало всестороннего исследования и анализа. Необходимо было определить не только способы, но и допустимую степень утоньшения лакового слоя. В проекте приняли участие 5 ведущих реставраторов масляной живописи - Ольга Клёнова (руководитель проекта), Марат Дашкин, Никита Данюк, Антон Макаров и Алексей Купцов.
2024 год. История реставрации исторической рамы:
Одновременно с картиной в реставрацию была передана и историческая рама. Как считают некоторые специалисты, рама для картины могла быть выполнена по эскизам отца художника, Павла Ивановича Брюллова (Пауля Георга Брюлло), скульптора и живописца, имевшего звание «академика скульптуры орнаментной на дереве».
Реставраторы укрепили деревянную основу и отслоения мастичного декора. Частично удалили наслоения поновительской бронзы, провели демонтаж поздних некорректных восполнений, выполнили профилактическое антисептирование деревянной основы и восполнили утраченные элементы декора. Для этого с аналогичных участков, которые находились в хорошем состоянии, были сняты из стоматологического силикона более 20 форм, в которых были созданы мастичные доделки деталей и выполнены тонировки.
В проекте реставрации исторической рамы приняли участие 8 ведущих реставраторов золоченой резьбы и картинных рам - Ирина Веснина (руководитель проекта), Варвара Абакумова, Дарья Юницкая, Вера Максимычева, Марина Илюхина, Александра Гришкова, Анастасия Ульянова и Мелхола Козлова.
Все реставрационные работы были завершены во второй половине сентября 2024 года и картина Карла Брюллова в своей обновленной раме была представлена на юбилейной выставке «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова» в центральных залах Михайловского дворца Русского музея (18 октября 2024 - 15 мая 2025).
Работы были выполнены при поддержке ПАО «Газпром» - основного партнёра реставрационных проектов Русского музея.
Рекомендуем
Реставрация картины «Последний день Помпеи» (1995) | ||
«Тайный смысл известных картин». Мини экскурсия ведущего специалиста экскурсионно-лекционного отдела Валерия Ахунова |
||
«Под воспаленным прахом». Археология масонского взгляда: «Последний день Помпеи» К. П.Брюллова Лекция А. А. Курбановского |
||
Великая картина Великого Карла. Карл Брюллов. Онлайн-курс «Я и картина» (25:12) |
||
Творческая мастерская «Стихия огня. Граттаж». Онлайн-курс «Я и картина» (4:44) |
Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:
Мультимедийный фильм с элементами интерактивности представляет картину К.П.Брюллова «Последний день Помпеи» из собрания Русского музея, историю ее создания, исторические, археологические памятники и произведения древнеримского искусства.
“Карл Брюллов приехал на раскопки города Помпеи и хотел увидеть, что же в этом городе было тогда, много веков назад, когда еще город жил своей обычной жизнью, но никак он не мог этого представить, потому что вокруг были камни, развалины, остатки старых зданий. И тогда Брюллов подошел к порогу одного дома, достал свое волшебное зеркало. И это зеркало как бы ожило. И он увидел прекрасный город Помпеи, он увидел прекрасных людей...”
Фильм представляет картину Брюллова К.П. «Последний день Помпеи» и рассказывает об истории создания полотна, исторических документах, личных впечатлениях художника, посетившего Помпеи.