Последний день Помпеи
1833
- Холст, масло. 456,5 x 651
- Ж-5084
Пост. в 1897 из ИЭ; ранее (до 1851) — ИАХ (подарена Николаем I); ранее — собрание А. Н. Демидова (подарена императору Николаю I, который передал ее в ИАХ в 1836)-
Сведения о реставрации:
Реставрация с дублированием на новый холст: Корнякова И. Н., Минин А.В., Солдатенков Е.С. (1995) - Реставрация: Клёнова О. Ю., Дашкин М. Р., Данюк Н. В., Макаров А. Л., Купцов А. А. (2023–2024)
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияИсторический сюжет
- Поделиться
Сюжетом для полотна послужило разрушение древнеримского города Помпеи при извержении вулкана Везувий в 79 году нашей эры. Источником для воплощения сюжета послужили письма древнеримского историка Плиния Младшего — очевидца катастрофы — Тациту и натурное изучение развалин Помпей, археологическое раскрытие которых началось в середине XVIII века и продолжается до сегодняшнего дня. Подробное описание основных эпизодов картины, работа над которой началась в 1827 году, содержится в письме художника к брату Федору (Архив Брюлловых. С. 100–101).
Место действия картины Брюллова — Дорога Гробниц (Strada dei Sepolcri), помпеянский некрополь, километровая перспектива от Геркуланумских ворот до виллы Диомеда в направлении виллы Мистерий. Раскопки здесь начались в 1763 году и продолжались до 1838 года. Первоначально картина была заказана графиней М. Г. Разумовской (урожденная княгиня Вяземская, 1772–1865), затем (не ранее 1829) был подписан контракт на ее создание с А. Н. Демидовым, князем Сан-Донато (1812–1870), потомком знаменитых горнозаводчиков, коллекционером и меценатом.
Впервые картина была показана на выставке в академии Брера в Милане (1833), в марте 1834 выставлялась в Лувре, в Париже (в экспозиции ежегодного Салона), где Брюллов получил первую золотую медаль; в 1834 — выставлена в Эрмитаже (Шепелевский дом), с 1835 — на чрезвычайной выставке в Академии художеств. Среди персонажей картины изображены автор (художник на ступенях храма) и графиня Ю. П. Самойлова (мать, обнимающая дочерей).
За эту картину художник получил бриллиантовый перстень, удостоен ордена Св. Анны III степени и избран профессором II степени Академии художеств. Эскизы картины и многочисленные графические наброски к ней находятся в ГТГ, ГРМ и частных собраниях. Картина неоднократно воспроизводилась в гравюре и литографии. Г. Н. Голдовский // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 328.
В поисках сюжета для крупного произведения художник руководствовался стремлением показать некое реальное событие прошлого на точной документальной основе. Во время пребывания в Италии художнику довелось побывать на археологических раскопках, открывших миру древние города Помпеи и Геркуланум, погребенные при извержении Везувия 24 августа 79 года. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца, историка Плиния Младшего) и памятников древности.
Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох — зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Трагедия пробуждает в героях самые разные чувства — отчаяние и страх, любовь и стремление защитить близких. Это позволило, по словам Н. В. Гоголя, показать все «верховное, физическое и нравственное совершенство» человека. Следуя традиции искусства Возрождения, художник изобразил в левой части картины себя самого с принадлежностями живописца. Избранная тема в высшей степени характерна для искусства романтической эпохи — она была использована и в музыке (опера Пачини), и в литературе (роман Бульвер-Литтона).
Летом 1834 года картина была отправлена из Франции в Санкт-Петербург, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения. В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей).
Показать полный текст<...> для подавляющего большинства любителей искусства «Карл великий» остается, прежде всего, автором грандиозного полотна «Последний день Помпеи» (Ж-5084) 1. Написанная по заказу известного коллекционера и мецената А. Н. Демидова, картина эта стала основанием всеевропейской славы своего создателя. Весь Рим стекался в мастерскую художника на улице Сан-Клаудио смотреть на шедевр кисти русского живописца. Среди посетителей были Стендаль, Вальтер Скотт, Винченцо Камуччини. В галерее Брера в Милане, где полотно было показано на ежегодной выставке, около него постоянно толпилась «густая масса зрителей», а автору его оказывались почести как «общепризнанному торжествующему гению, всеми признанному и оцененному» 2. По настоянию французских любителей живописи в марте 1834 года «Помпея» была перевезена в Париж и на открывшейся в Лувре выставке ежегодного Салона показана парижанам, удостоившись первой золотой медали. В России долгожданный показ «Последнего дня Помпеи» вызвал к жизни волну суждений в публицистике и художественной критике. О нем писали Пушкин и Лермонтов, Кольцов, Баратынский, Жуковский, Белинский. В 1851 году, по окончании строительства новых залов, картина Брюллова была перенесена из Академии художеств в собрание Эрмитажа «для усиления русской галереи» 3. Когда в 1897 году организовался Русский музей императора Александра III, монументальное полотно переместили в реконструированное здание Михайловского дворца. Шедевр «великого Карла» стал опорным экспонатом крупнейшего музея национального искусства.
11 июня 1836 года в анфиладе монументального здания Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств свершилось торжество, «...какому не было еще примера в летописях» этого заведения. Должностные лица, действительные члены и некоторые почетные вольные общники, среди которых были Василий Андреевич Жуковский и Иван Андреевич Крылов, в присутствии всего сословия академических учеников чествовали воротившегося в столицу в конце мая после более чем тринадцатилетнего отсутствия питомца Академии, покинувшего ее внушавшим блестящие надежды выпускником и вновь оказавшегося в ее стенах всеевропейски прославленным мастером «Карлом великим»,— Карла Павловича Брюллова. «Совоспитанники» Брюллова, заранее собрав добровольные пожертвования на чествование его обеденным столом, заручившись одобрением президента — Алексея Николаевича Оленина,— сошлись в четыре часа пополудни в круглом зале, куда в сопровождении президента и вице-президента графа Федора Петровича Толстого прибыл виновник торжества. С приветственным словом к нему обратился конференц-секретарь Василий Иванович Григорович: «Члены Академии, которой вы обязаны развитием ваших дарований, заботившиеся о вас, когда вы в юности своей подавали о себе прекрасные надежды, столь блистательно вами оправданные, и радовавшиеся вашим успехам, славе, приобретенной вами вне отечества искусством необыкновенным, вас встречают здесь как друзья ваши и почитатели...» 4 После речей и приветствий сопротивлявшегося Брюллова подняли на руки и понесли в зал, где находилась его картина «Последний день Помпеи». Там и был накрыт пышный обеденный стол. Очевидец происшествия художник Аполлон Мокрицкий, впоследствии один из преданнейших учеников великого Карла, вспоминал: «Он стоял неподвижно, наклонив немного свою прекрасную голову, в глазах у него блистал тихий восторг, а торжественная улыбка придавала его лицу невыразимую приятность... Важное безмолвие почетных гостей и членов Академии, украшенных звездами, уступило место всеобщему восторгу, никто не оставался праздным зрителем. Громкое „Ура!“ и звуки военной музыки, игравшей торжественный марш, потрясали стены здания, бывшего колыбелью таланта Брюллова» 5. Всеобщий энтузиазм российской публики по отношению к творению великого Карла ярко и точно выразили: прозой — Н. В. Гоголь, посвятивший этому шедевру специальное эссе в сборнике «Арабески» (1835), где писал: «Картина Брюллова — одно из ярких явлений ХIX века. Это светлое воскресение живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии» 18, а в поэтической форме — неизвестный автор (возможно им был Е. А. Баратынский):
... И стал «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день.
Это был беспрецедентный триумф! И по сию пору брюлловский шедевр остается предметом всеобщего восхищения, искреннего сопереживания для знатоков и любителей отечественной живописи, бесценным достоянием коллекции Русского музея, заметной вершиной всеевропейского художественного опыта. Одной этой эпопеи достало бы, чтоб имя Брюллова закрепилось в анналах мировой живописи с титулом «гениальный художник». Г. Н. Голдовский. О Карле Павловиче Брюллове // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 13-15.
- О картине «Последний день Помпеи» см.: Последний день Помпеи / Авт. ст. Г. Н. Голдовский. СПб. Русский музей, 1997.
2. Воспоминания князя Григория Григорьевича Гагарина о Карле Брюллове. СПб, 1900. С. 24
3. Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. М., 1985. С. 112.
4. Петров П. Н. Сборник материалов для истории С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. Ч. II. СПб, 1865. С. 335–336.
5. Мокрицкий А. Н. Воспоминания о Карле Брюллове // Отечественные записки. Т. 12, 1855. С. 148.
+ О реставрации произведения
Состояние сохранности до реставрации 1995 года:
Холст «перегорел» от масла, прошедшего на тыльную сторону, стал хрупкий, деструктировался. Не обеспечивает прочность натяжения. На тыльной стороне дублированы два слоя реставрационных кромок, имеется более 50 старых пластырей, установленных в разное время на местах прорывов. Самый значительный – «Г»-образный) – длиной 75.6 см. На лицевой стороне – деформации основы вдоль краев. Многочисленные записи, изменившиеся в цвете и тоне. Красочная поверхность мутная из-за значительно разложившихся лаковых слоев.
Комплекс проведенных мероприятий в 1995 году:
Красочный слой и грунт были укреплены и отпрессованы два раза. На тыльной стороне были удалены два слоя старых кромок и пластыри, установленные на местах прорывов. По периметру, в места утрат основы были установлены вставки из холста, аналогичного авторскому. Тыльная сторона зачищена от загрязнений, проклеена и дублирована классическим способом (с рабочего подрамника) на новый холст. Тонировки, изменившиеся в цвете, были местами удалены, местами откорректированы. Лаковая поверхность регенерирована.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 106-107.
1995 год. История технической реставрации:
В связи с началом капитального ремонта Академических залов Русского музея в конце 1994 года экспозиция была закрыта, а экспонаты после тщательного реставрационного обследования перемещены в хранилище. Самые большие полотна, которые не проходили в проем дверей зала, были сняты с подрамников, накатаны на валы и также перемещены в места временного хранения.
Перед снятием со стены была осмотрена и картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова. Особенно внимательно был исследован авторский холст. К сожалению, его состояние сохранности оказалось неудовлетворительным. Он сильно "перегорел" от масла, прошедшего на тыльную сторону. Стал хрупким, потерял эластичность. На тыльной стороне имелись более 50 заплаток из холста, размерами от 10 до 75 см, которые были установлены в разное время на местах прорывов. Лаковый слой был мутный из за значительно разложившейся пленки. Особенно это было заметно на темных участках живописи. В связи с этим, 15 марта 1995 года, на заседании расширенного Реставрационного Совета Русского музея было принято историческое решение начать реставрацию. Эта работа была поручена ведущим реставраторам музея - Ирине Корняковой, Александру Минину и Евгению Солдатенкову.
Прежде всего картина была перемещена на валу в Колонный зал корпуса Бенуа Михайловского дворца, где на ровном мраморном полу была раскатана лицевой стороной вверх. После подробной фотофиксации, технико-технологического и химико-биологического исследования красочный слой был профилактически укреплен бумажной заклейкой и, затем, холст перевернут лицевой стороной вниз.
Картина растянута по всему периметру за края на полосах крафтовой бумаги. Тыльная сторона зачищена от поверхностных загрязнений. С тыльной стороны также были удалены два слоя древних реставрационных дублировочных кромок, которые являлись причиной жестких деформаций холста по краям и все реставрационные заплатки, которые стояли на местах старых прорывов. Места свыше сотен утрат авторского холста, особенно многочисленных вдоль краев, были заделаны вставками из нового холста.
После этого картина была дублирована на новый бельгийский льняной холст, идентичный по качеству авторскому, который был специально заказан в одной из фирм Германии. Дублирование производилось классическим методом с рабочего подрамника, который был сделан из легкого и прочного дюраля. После промывки лицевой стороны от поверхностных загрязнений места утрат красочного слоя были заполнены реставрационным грунтом. Проведена регенерация лака спиртовыми парами по методу Петтенкофера.
Места утрат тонированы. После этого картина была покрыта тонким слоем даммарного лака. После завершения капитального ремонта залов, картина была перенесена, натянута на авторский подрамник, вставлена в раму и повешена на свое историческое место. Работа была завершена в ноябре 1995 года. Реставрационный совет Русского музея принял картину после реставрацию высоко оценив качество работы и профессионализм реставраторов.
В процессе реставрации были отработаны методы дублирования картины, имеющей значительные размеры классическим методом (с рабочего подрамника), использование специальной техники для зачистки тыльной стороны с помощью новых технологий с одновременным вакуумным удалением загрязнений, сложного укрепления красочного слоя и грунта. Важным результатом работы явилась разработка новых приспособлений, облегчающих и упрощающих процесс технической реставрации. В частности, был создан по специальному проекту облегченный сверхпрочный дюралевый рабочий подрамник с системой специальных креплений для растяжки дублировочного холста. Он мог легко перемещаться с помощью блоков, закрепленных на металлические конструкции крыши зала. Данная система позволяла в процессе работы неоднократно подтягивать холст до нужного натяжения.
2024 год. История художественной реставрации:
В декабре 2023 года по решению Реставрационного совета Русского музея начался новый этап в работе над картиной "Последний день Помпеи" - художественная реставрация.
Подлинный колорит этого шедевра был более 200 лет скрыт под толстым слоем сильно пожелтевшего лака, который искажал авторский замысел, цветовое и тональное решение и не позволял в должной мере оценить высочайшее живописное мастерство художника. Как известно, за эти годы живописную поверхность неоднократно «освежали», покрывая новыми слоями лака. К сожалению, лак со временем имеет тенденцию к пожелтению и помутнению. Эта лаковая пленка, как темно-желтый фильтр скрывала тончайшие цветовые оттенки живописи. Было решено послойно её утоньшить до авторского слоя.
Чтобы иметь точную картину состояния сохранности красочной поверхности научные сотрудники двух лабораторий Русского музея (отделов технологических и химико-биологических исследований) провели подробные исследования не только характера лаковых слоёв, но и состава грунта, определили границы и характер записей. Необходимо было выяснить не только химический состав лака, но и его послойность, наличие возможных межслойных загрязнений, его взаимодействие с верхними лессировочными слоями живописи. Состояние авторской живописи также требовало всестороннего исследования и анализа. Необходимо было определить не только способы, но и допустимую степень утоньшения лакового слоя. В проекте приняли участие 5 ведущих реставраторов масляной живописи - Ольга Клёнова (руководитель проекта), Марат Дашкин, Никита Данюк, Антон Макаров и Алексей Купцов.
2024 год. История реставрации исторической рамы:
Одновременно с картиной в реставрацию была передана и историческая рама. Как считают некоторые специалисты, рама для картины могла быть выполнена по эскизам отца художника, Павла Ивановича Брюллова (Пауля Георга Брюлло), скульптора и живописца, имевшего звание «академика скульптуры орнаментной на дереве».
Реставраторы укрепили деревянную основу и отслоения мастичного декора. Частично удалили наслоения поновительской бронзы, провели демонтаж поздних некорректных восполнений, выполнили профилактическое антисептирование деревянной основы и восполнили утраченные элементы декора. Для этого с аналогичных участков, которые находились в хорошем состоянии, были сняты из стоматологического силикона более 20 форм, в которых были созданы мастичные доделки деталей и выполнены тонировки.
В проекте реставрации исторической рамы приняли участие 8 ведущих реставраторов золоченой резьбы и картинных рам - Ирина Веснина (руководитель проекта), Варвара Абакумова, Дарья Юницкая, Вера Максимычева, Марина Илюхина, Александра Гришкова, Анастасия Ульянова и Мелхола Козлова.
Все реставрационные работы были завершены во второй половине сентября 2024 года и картина Карла Брюллова в своей обновленной раме была представлена на юбилейной выставке «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова» в центральных залах Михайловского дворца Русского музея (18 октября 2024 - 15 мая 2025).
Работы были выполнены при поддержке ПАО «Газпром» - основного партнёра реставрационных проектов Русского музея.
Рекомендуем
![]() |
Реставрация картины «Последний день Помпеи» (1995) | |
| «Тайный смысл известных картин». Мини экскурсия ведущего специалиста экскурсионно-лекционного отдела Валерия Ахунова |
||
| «Под воспаленным прахом». Археология масонского взгляда: «Последний день Помпеи» К. П.Брюллова Лекция А. А. Курбановского |
||
| Великая картина Великого Карла. Карл Брюллов. Онлайн-курс «Я и картина» (25:12) |
||
| Творческая мастерская «Стихия огня. Граттаж». Онлайн-курс «Я и картина» (4:44) |
Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:
Мультимедийный фильм с элементами интерактивности представляет картину К.П.Брюллова «Последний день Помпеи» из собрания Русского музея, историю ее создания, исторические, археологические памятники и произведения древнеримского искусства.
“Карл Брюллов приехал на раскопки города Помпеи и хотел увидеть, что же в этом городе было тогда, много веков назад, когда еще город жил своей обычной жизнью, но никак он не мог этого представить, потому что вокруг были камни, развалины, остатки старых зданий. И тогда Брюллов подошел к порогу одного дома, достал свое волшебное зеркало. И это зеркало как бы ожило. И он увидел прекрасный город Помпеи, он увидел прекрасных людей...”
Фильм представляет картину Брюллова К.П. «Последний день Помпеи» и рассказывает об истории создания полотна, исторических документах, личных впечатлениях художника, посетившего Помпеи.



