Коллекция Государственного Русского музея

1823, дер. Покровская Поддубской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губ. – 1864, там же

Вид на плотину

  • Не позднее 1847
  • Холст, масло
  • 68 х 88
  • Ж-5183
  • Пост. в 1929 из Тверского музея; ранее (до 1920) - имении Воздвиженское Вышневолоцкого уезда Тверской губ.

Григорий Сорока ‒ один из зачинателей русского национального пейзажа. Судьба художника была трагичной. Крепостной помещика Н. П. Милюкова, он жил в его имении «Островки», где исполнял обязанности садовника. Прозвище "Сорока", позже перешедшее в фамилию, вероятно, получил еще в детстве в связи с бойким любознательным характером. В 1842 году художник А. Г. Венецианов обратил внимание на одаренного юношу и начал обучать его живописи в своей художественной школе в деревне Сафонково, расположенной в тридцати верстах от Островков. Попытки Венецианова добиться у помещика освобождения Сороки остались безуспешными. Художник покончил с собой 10 апреля 1864 года после того, как был приговорен к телесному наказанию в результате тяжбы со своим бывшим хозяином.

В картине "Вид на плотину" запечатлено имение Спасское Тамбовской губернии, принадлежавшее дворянам Лепехиным. Подтверждением этого являются и одежды отдыхающих крестьянок, характерные для южнорусских губерний: навершник – накидка (типа туники) поверх ситцевого темного платья, шерстяной желтик – короткое верхнее женское платье с короткими же рукавами, разрезом спереди и красными полосами, крашенный ольховой корой.

Мать Н. П. Милюкова – Прасковья Васильевна (урожд. Лепехина). Вероятно, для написания родных мест матери помещика художник и был перевезен в Тамбовскую губернию.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: