Коллекция Государственного Русского музея

1882/3, Москва – 1941, Ленинград

Формула периода 1904 по июль 1922 (Вселенский сдвиг через Русскую революцию в мировой расцвет)

1920–1922

  • Холст, масло. 186 x 186
  • Ж-9571

  • Пост. в 1978, дар Е. Н. Глебовой, сестры художника, Ленинград


Трагические события в России середины 1900-х – первой половины 1910-х годов – расстрел мирной демонстрации 1905 года, поражение в двух войнах – с Японией и в Первой мировой войне – приблизили неизбежность революционных событий 1917 года. О надвигающемся урагане предупреждали многие писатели, художники, философы еще с 1900-х годов. И уже тогда звучала надежда на объединение демократических сил России с международными борцами за социальную справедливость.

Идею мирового единства всех народов в борьбе против буржуазии раньше других в изобразительном искусстве выразил Павел Филонов. Уже в 1915 году им были написаны картины из цикла «Ввод в мировый расцвет».

Осенью 1916 года Филонов был мобилизован и отправлен на Румынский фронт рядовым второго морского полка Балтийской морской дивизии. В февральскую революцию его избирают председателем солдатского съезда в городе Измаиле, а затем председателем Исполнительского военно-революционного комитета Придунайского края. После ликвидации фронта Филонов возвращается в Петроград и передает председателю военно-революционного комитета Н.И. Подвойскому знамена трех полков Балтийской дивизии. В 1918 году Филонов активно включается в художественную жизнь революционной столицы. В 1919 году он участвует в грандиозной выставке, открывшейся в Зимнем дворце, циклом картин «Ввод в мировой расцвет». Участвует в организации Института художественной культуры и в 1923 году возглавляет в нем отдел общей идеологии. Двадцатые годы были временем высокого подъема и творческой активности художника. Он создает цикл работ, посвященных гражданской войне, революции, петроградскому пролетариату.

Картина Павла Филонова «Формула периода 1904 г. по июль 1922», имеющая второе название: «Вселенский сдвиг через Русскую революцию в мировый расцвет», – наиболее экспрессивное отражение в живописи произошедшего в России и мире.

На плоскости холста художник изображает взрывную пульсацию Вселенной как формульный образ Революции.  Он разбирает мир буквально до атомов, а потом позволяет ему собраться из них снова. Картинная плоскость превращена в динамическое взаимодействие потоков аналитических частиц, имеющих простые геометрические очертания. Туманные, застилающие пространство холста пятна воспринимаются как последствия революционного взрыва, встряхнувшего страну, дымом и осколками разлетевшегося по ней, изменив мироустройство общества.

Сам Филонов, к сожалению, не оставил описаний своих картин. Не сохранились и его ранние дневники. Однако его жена, Екатерина Серебрякова, иногда фиксировала свои мысли о картинах художника, которые, скорее всего, не просто совпадали, но отражали отношение к ним самого Филонова.

«Какая сильная динамика, – записывает она о картине, посвященной Революции, – кажется, полотно разнесет во все части».

Действительно, это произведение Филонова, как никакое другое в русском искусстве, соответствует высказываниям о революции лучших литераторов той поры: «Как подземный удар, разбивающий все, предстает революция; предстает ураганом, сметающим формы; <…> Революция напоминает природу: грозу, наводнение, водопад; все в ней бьет „через край“, все чрезмерно», – писал Андрей Белый.

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: