Коллекция Государственного Русского музея

1873, Санкт-Петербург – 1947, Симферополь

Павлины у фонтана

Между 1911 и 1915

  • Холст, масло. 71,5 х 107
  • Ж-11136

  • Пост. в 1985 дар семьи Б. Н. Окунева (Ленинград)


В творчестве художника нашли отражение сложные поиски русского искусства в бурные 1900-е годы.  А. Ф. Гауш тесно примыкал к творческому объединению "Мир искусства". Как и мирискусники К. А. Сомов, Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, он в своих произведениях создал мир красоты и гармонии, в котором своеобразно соединились мечта и действительность, пронизанные тонким чувством эпохи и историческими ассоциациями. Художник расширил тематический круг мирискуснического пейзажа любимыми мотивами – ландшафтами прекрасных садов и парков, преображенными кистью художника. В его творчество, по словам писателя, историка, художественного критика П. Муратова "возвращается чувство красоты, утраченное русским пейзажем со времени А. Венецианова и С. Щедрина". В произведениях А. Ф. Гауша поиски поэтической мечты, гармонии в мире природы звучат просветленно-возвышенно, как утверждение надежд на возможность обретения гармонии между миром и человеком. Таков лейтмотив искусства художника.

На живописный язык мастера оказали влияние поездки в Англию (1911–1912). В английском типе сельского пейзажа художник нашел реальное воплощение своей мечты о гармонии мира. Создавая свой мир, он обогатил творческий багаж приемами импрессионистического письма, от поиска света он перешел к поискам цвета, к усилению декоративного начала, к обобщению. Холодновато-зеленый цвет ("свето-цвет зелени Гауша" по А. А. Федорову-Давыдову) и обобщенный светлый тон стал со временем опорой его особой палитры и основой колористического строя многих его произведений. В утонченных, изысканных картинах–панно художника, рассчитанных на украшение гостиных, кабинетов, по-своему преломляются традиции классического наследия французских мастеров ХVII века и живописные завоевания искусства начала ХХ века, которые уводили в прекрасный мир фантазий художника. 

Гауш не был анималистом, но появление этого холста вполне логично в изысканной живописи художника, где преобладали вневременные виды английских парков. Мотив павлина, сыгравший «стилеобразующую» роль в искусстве модерна, был популярен в среде петербургских художников и позже, в 1910-х годах. В картине Гауша наметилась «завязка» во взаимоотношениях двух разных по характеру птиц, одной—напыщенно важной, другой — скромной, признающей чужое первенство. Здесь стилизованные формы модерна прихотливо сочетаются с приемами импрессионизма, усиливая рафинированность целого. Всем своим строем, подчеркнутой эстетизацией реальности полотно художника близко образам современной ему поэзии акмеизма.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: