Коллекция Государственного Русского музея

1871, Будапешт, Венгрия – 1960, Москва

Дельфиниум

1908

  • Холст, масло. 141 х 100,5
  • Ж-2214

  • Пост.: 1930 из ГТГ; ранее - собр. М.П. Рябушинского (Москва)


Грабарь — мастер натюрморта, пейзажа, портрета. Наряду с Константином Коровиным он был наиболее ярким представителем русского импрессионизма. Но, в отличие от Коровина, в поисках оригинальных живописных приемов он обратился к дивизионизму, то есть технике чистого раздельного мазка. В овладении данной техникой ему многое подсказало обучение в студии А. Ашбе в Мюнхене, который упорно рекомендовал своим ученикам не смешивать краски на палитре, а накладывать их раздельно на холсте и объяснял суть этого метода с точки зрения оптического восприятия краски. «Дельфиниум» — одна из многих работ художника, выполненных в период его увлечения дивизионизмом. Оригинален выбранный для картины мотив — в саду на столе на фоне берез изображен букет дельфиниумов, а также цветы в двух небольших вазах. Слияние натюрмортного мотива с пейзажным дало художнику возможность решать труднейшие колористические задачи, которые привели к раскрытию его восприятия красоты материального мира.

Наделенный тонким чувством цвета, Грабарь тщательно прослеживает богатейшую гамму взаимопроникающих рефлексов. Все изображенное на холсте как бы соткано из многочисленных голубоватых и зеленоватых оттенков, создающих ощущение обилия света, солнца, воздуха. Мажорным аккордом звучит в мягкой световоздушной среде букет на столе. Художник пишет фактурно, раздельными мазками, которые в своей совокупности дают живую игру форм, а также цветных теней и света. И картина обретает своеобразную светоносность. В основу композиции лег характерный для художника принцип фрагментарности, что еще более усиливает ощущение непосредственности запечатленного момента. Грабарь создал в картине волнующий образ. Свежестью, радостью, бодростью, летним благоуханием веет от этого произведения.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: