Коллекция Государственного Русского музея

1881, ст. Михайловская Саратовской губ. – 1944, Москва

Натюрморт с ананасом

1908


Начало XX в. в русском искусстве — время возрождения и расцвета натюрморта, открывшего большие возможности поисков в области формы. Блестящую плеяду мастеров этого жанра выдвинул "Бубновый валет". Одним из ведущих среди них был И. И. Машков. Уже на первых курсах московского Училища живописи, ваяния и зодчества, где Машков занимался в 1900—1909 гг. у А. М. Васнецова, К. А. Коровина, В. А. Серова, раскрылся его исключительный талант колориста. В эти же годы в творческой жизни Машкова начинается период дерзких, доходящих порой до крайностей экспериментов в области живописно-пластических решений, что вызывает "бурное негодование" профессуры. Машков увлекается искусством Сезанна и Ван-Гога. Многое ему подсказывает русское народное творчество: роспись на деревянных игрушках, декорации рыночных фотоателье, вывески провинциальных мастерских и бакалейных лавок. Во всем этом он ищет художественные приемы, которые могли бы обогатить современную живопись.

"Натюрморт с ананасом" — характерное произведение художника этого периода. В нем он во многом близок к пониманию декоративизма народного искусства. Основной мотив жостовской росписи художник талантливо трансформирует в тарелку с аппетитными фруктами, уложенными вокруг ананаса. Фрукты изображены больше натуральной величины, их формы упрощены, подчеркнуты темным контуром и несколько геометризованы. И это ведет к гиперболизации и заостренной броскости образа. Стихию ликующей жизнерадостности несет в себе колорит натюрморта — декоративно насыщенный и полнозвучный. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: