Коллекция Государственного Русского музея


Портрет великого князя Александра Александровича в кабинете Аничкова дворца

С оригинала Ивана Крамского (1875, местонахождение неизвестно). 1880-1890-е


Александр III Александрович (26 февраля / 10 марта 1845, Санкт-Петербург − 20 октября / 1 ноября 1894, Крым) − второй сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. До смерти своего старшего брата Николая (1865) не являлся наследником престола и готовился к военной карьере. Вступил на престол в марте 1881 года после трагической гибели отца, убитого террористами. Проводил консервативную внутреннюю политику, которая определялась его намерением, закрепив позитивные результаты либеральных реформ, предотвратить наступление в России революционного хаоса. Внешняя политика России отличалась миролюбием и делала ее гарантом международной безопасности. Был страстным собирателем произведений искусства. Его коллекции легли в основу Русского музея императора Александра III в Петербурге. Царствовал с 1/13 марта 1881 по 20 октября / 1 ноября 1894.

400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 109.

Александр III (1845–1894), российский император (1881–1894). Сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Не будучи по рождению наследником, готовился главным образом к военной деятельности. Цесаревичем стал после смерти в 1865 году старшего брата Николая. 

Среди предметов его увлечения были история, живопись, музыка, императору принадлежала инициатива создания Русского исторического общества. Имя Александра III было присвоено первому государственному собранию отечественного изобразительного и прикладного искусства – Русскому музею, основанному в 1895 и открытому для публики в 1898 году. Многие произведения из коллекции Александра III были переданы в Русский музей.

Любовь к искусству развилась у императора еще в бытность его Наследником престола. Существенную роль в этом сыграли его жена, датская принцесса Дагмара (в православном крещении –  великая княгиня Мария Федоровна ), и близкий ко Двору художник Алексей Боголюбов. Во многом под их влиянием Александр увлекся коллекционированием предметов искусства, отечественного и западноевропейского.

Много путешествуя по Европе, великий князь Александр Александрович неизменно проявлял большой интерес к посещению музеев и галерей. Это уважение к музеям сказалось позднее не только в его заботе об Эрмитаже или московском Историческом музее, но и в создании собственного «музея» в Аничковом дворце – петербургской резиденции Наследника престола на Невском проспекте. Конечно, этот «домашний музей» не являлся музеем в прямом смысле слова. Несколько комнат, густо увешанных и заставленных живописью, скульптурой, предметами прикладного искусства, не были доступны для широкой публики. 

В 1870 году Наследник приобрел у московского купца Василия Кокорева его ретроспективную коллекцию живописи, включавшую, главным образом, работы выдающихся русских художников конца XVIII – первой половины XIX века, и разместил ее в своей летней резиденции – Александровском дворце Царского Села.

В Аничковом дворце Александр Александрович стремился собирать, главным образом, работы современных живописцев, русских и западноевропейских, руководствуясь советами Боголюбова и своим собственным вкусом. Значительную часть этой коллекции составляли предметы прикладного искусства: бронза, фарфор, мебель. После революции личный музей Александра III сохранялся как часть комплекса “Исторических комнат Аничкова дворца”, но в 1927 году был ликвидирован, а его коллекции разошлись между музеями страны и частью проданы с аукционов.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: