Коллекция Государственного Русского музея

1829, Санкт-Петербург — 1882, там же

Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года

1856


Царь Иван IV Васильевич (Грозный) (1530—1584) — сын Василия III и Елены Глинской. Венчан на царство в 1547 после непродолжительного регентства матери и правления бояр. Эта же дата считается началом образования Московского царства (1547—1721), когда Иоанн IV Васильевич во время коронации принял титул «царя Всея Руси». Таким образом, утверждал себя в качестве суверенного правителя и наследника византийских императоров (Иоанн был внуком Софии Палеолог, племянницы последнего императора Византии). Однако притязания великих московских князей на царский титул прослеживаются еще от Ивана III, когда из Византии были заимствованы многие ритуалы и символика.

Примерно к тому же времени относится рождение концепции «Москва — третий Рим», утверждавшей мессианскую роль России в качестве главного оплота православия. В 1550-е провел ряд реформ при участии узкого круга приближенных лиц — Избранной рады. В это время был издан общерусский судебник, усовершенствована приказная система управления, создано постоянное войско стрельцов, созван Стоглавый собор (1551) для унификации церковных обрядов и решения вопросов канонизации, принято Уложение о службе, установившее обязанность для землевладельцев являться на войну «конно, людно и оружно».

Осуществил ряд успешных походов по присоединению ханств - Казанского (1552) и Астраханского (1556), а также Башкирии (1557). Потерпел поражение в Ливонской войне за выход к Балтийскому морю (1558-1583). Из-за проводимой политики столкнулся с оппозиционными боярскими кругами, что привело к введению опричнины и политическим заговорам (1567 и 1569). Покровительствовал развитию культуры, церковному строительству и просвещению. «Грозным» Иван IV был прозван народом за казни политических изменников.

Вскоре после восшествия молодого Ивана IV на престол в Москве случился «великий пожар», во время которого выгорела значительная территория столицы, и погибло около трех тысяч человек. Под влиянием стихийного бедствия начались народные волнения. В самый напряженный момент к Ивану явился его духовник, протопоп Благовещенского собора Сильвестр. Он начал говорить о том, что пожар является карой за его грехи, обличать царя в недостойном образе жизни, нерадении о народе. Плешанов, обращаясь к классическим традициям академического искусства, поднял в своем полотне проблему нравственной ответственности верховной власти перед народом и государством. (Е. Ш.)

Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 100.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: