Коллекция Государственного Русского музея

1907, Городня Черниговской губернии – 1979, Ленинград

На V (Лондонском) съезде РСДРП

1947


Революционерами начала XX столетия, осуществившими в 1917 году  Октябрьский переворот, был воспринят весь богатый опыт русского революционно-освободительного движения, восходящий своими корнями к тайным декабристским обществам 1810–1820-х годов и социально-утопическим кружкам середины XIX века, к эмигрантской деятельности А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. А. Бакунина и Г. В. Плеханова, к публицистике Н. Г. Чернышевского. Теоретической основой для нового поколения борцов стала коммунистическая теория (диалектический и исторический материализм) немецких философов К. Маркса и Ф. Энгельса с ее утверждением классовой борьбы и диктатуры пролетариата. Революционные организации носили преимущественно нелегальный характер. Подпольно в России и легально за рубежом они издавали литературу, затем занимаясь ее распространением. Тайные встречи и собрания проходили на конспиративных квартирах. В меру возможности эта деятельность контролировалась властью: существовала слежка, доносы, агенты и провокаторы. В связи с репрессивной активностью правоохранительных органов возникла необходимость в эмиграции, позволявшей спокойно работать за рубежом и устраивать там партийные съезды.

V съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) происходил с 30 апреля по 19 мая 1907 года в Лондонской церкви Братства на Southgate road. На этом съезде, учитывая наличие в избранном Центральном Комитете значительного числа колеблющихся элементов, был создан большевистский центр во главе с Лениным. И. А. Серебряный, будучи мастером картины и психологического портрета, сумел передать атмосферу напряженной съездовской полемики.

На первом плане акцентированы фигуры оживленно беседующих В. И. Ленина, И. В. Сталина и меньшевика Ю. О. Мартова. К их разговору с интересом прислушивается писатель Максим Горький, присутствовавший на съезде с правом совещательного голоса. На балюстраду облокотился Климент Ворошилов.

Работа над картиной началась за десять лет до завершения, но была прервана войной. После войны Серебряный возвращается к полотну. Драматургию композиции художник строит на контрасте энергичности Ленина и его соратников — в противовес некой растерянности, беспокойству их идейных противников — меньшевиков, потерпевших тогда поражение от большевиков.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: