Коллекция Государственного Русского музея

1865, Петербург – 1911, Москва

"Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?"

1905


9 января 1905 года Валентин Серов оказался свидетелем расстрела драгунами мирных демонстрантов. По воспоминаниям дочери, он находился в Академии художеств, в окно видел шедшую толпу с иконами и портретами, видел как по толпе был дан залп, как упали раненные и убитые. «То, что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда, — пишет Серов 20 января И.Е.Репину, — сдержанная, величественная, безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и ружейному прицелу — зрелище ужасающее <…> Ужели же, если государь не пожелал выйти к рабочим и принять от них просьбу — то это означало их избиение? Кем же предрешено это избиение? Никому и никогда не стереть этого пятна…». Войсками столичного гарнизона командовал великий князь Владимир Александрович, президент Академии художеств. Возмущенный и подавленный случившимся, Серов вместе с художником В. Д. Поленовым выразил протест в письме, адресованном академическому собранию и отказался от звания действительного члена Академии художеств.

Не останавливаясь в своей борьбе за справедливость, Серов вместе с другими художниками в конце апреля — начале мая 1905 года пишет письмо Николаю II, в котором есть пронзительные и весьма смелые выражения: «Все население России, задыхаясь в тисках бюрократического произвола, доведшего нашу Родину до полного разорения и способствовавшего целому ряду поражений нашей армии <…> ждет не дождется того единственного выхода из невыносимого положения, который давно уже настоятельно рекомендуется лучшими органами общественной мысли…». В письме Серова речь идет, собственно, об исполнении властями условий царского Манифеста 17 октября 1905 года — о выборах в Законодательное собрание представителей разных слоев общества. Серов спрашивает царя в том же письме: «Можем ли мы, художники, оставаться безучастными свидетелями происходящего вокруг нас, игнорируя трагическую картину происходящего?» И тут же отвечает решительно и ясно, что художники, «в о с п р и н и м а я  в п е ч а т л е н и я  от  ж и з н и во всех ее разнообразных проявлениях», видят «всю силу бедствий, переживаемых Родиной <…> и присоединяют свой голос к „общему хору“ нашей искренней и мужественной интеллигенции».

Под впечатлением увиденного появилась работа «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?»  – бытовой жанр с элементами политической сатиры. Саркастически звучит название работы – строка старой солдатской песни. Изображая сцену не самой расправы, а мгновение ей предшествующее, художник заостряет трактовку образов офицера, храбро мчащегося на безоружную толпу, и упитанных драгун, пиками и шашками готовых навести «должный» порядок. Причудливыми кажутся их острые по очертаниям, гротескные фигуры.

В конце того же года это произведение Серова было воспроизведено в первом номере сатирического журнала «Жупел». Но широкая масса участников тех событий так и не узнала о реакции художника на расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 года. Журнал был запрещен, а номера 1 и 2 – конфискованы. Серов тогда же, в 1905 году, написал «Портрет Максима Горького», одного из членов редакции журнала «Жупел», и подарил ему картину «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: