Коллекция Государственного Русского музея

1846, Полтава – 1898, Кисловодск

Портрет Н.Н. Ге

1890

  • Холст, масло. 92,5 x 73,5
  • Ж-4156

  • Пост.: 1899, приобр. у М.П. Ярошенко, вдовы художника, Кисловодск


Личность Николая Николаевича Ге – старшего товарища по искусству, друга и единомышленника – всегда вызывала у живописца глубокое уважение.
Будучи профессиональным портретистом, он вложил в полотно свою человеческую и художническую привязанность. Создатель значительнейшего цикла полотен на евангельские сюжеты изображен в своей мастерской в период работы над картиной "Что есть истина?" ("Христос и Пилат"). Именно эта картина, привезенная автором в Петербург и предназначавшаяся для экспонирования на очередной передвижной выставке, была по распоряжению властей не только запрещена к показу, но даже изъята из каталога. Тогда-то автор портрета и "приютил", по выражению Н.Н. Ге, его крамольную работу у себя в квартире на Сергиевской улице. Таким образом, портрет стал свидетельством открытой нравственной поддержки старого мастера, подвергшегося нападкам и гонениям, – в его образе подчеркнуты черты человека, преданного истине, призванного учительствовать и нести людям правду Священного писания. Недаром в нем есть нечто "апостольское".
В характеристике своего персонажа, глубокий интерес к которому живописец ощущал на протяжении всей творческой жизни, он близок к оценке Л.Н. Толстого: "Ге между всеми современными художниками и русскими и иностранными … все равно что Монблан".

Ге Николай Николаевич (1831, Воронеж –1894, хутор Ивановское Борзенского уезда Черниговской губ.)
Живописец. Профессор исторической и портретной живописи (с 1863).
Учился в Императорской Академии художеств у П.В. Басина (1850-1857), по окончании отправился в пенсионерскую поездку в Италию (1857-1863). В 1864-1869 жил и работал в Италии. Совершил поездки в Германию, Австрию, Францию. С 1870 жил в Петербурге. Один из организаторов и деятельных участников "Товарищества передвижных художественных выставок".
Автор картин на исторические темы и евангельские сюжеты. В 1880-1890-х - последователь религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого. В живописи стремился к философско-этическим обобщениям. Поздние работы раскрывают прежде всего нравственную проблематику образа Христа.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: