Коллекция онлайн

13 (25) мая 1875, мыза Ендриховцы Гродненской губ. — август 1944, Прушково, близ Варшавы, Польша

Предвестники весны

1908


Как Ивана Бунина и Антона Чехова, в годы, когда рушилась насчитывавшая века усадебная культура, [Жуковского] волновали мотивы старинных дворянских усадеб. В его интерпретации усадебные пейзажи выглядят то оптимистично, то пронизанными светлой меланхолией, предчувствием утрат, отражая сложные переживания людей начала ХХ века, кануна революций и череды воин. <...> В конце 1900-х — начале 1920-х годов мастер сыграл важную роль в возрождении жанра усадебных интерьеров в отечественной живописи. Интерьеры художника имеют большую эстетическую и историческую ценность, поскольку изображают «объекты», которые в ХХ веке в большинстве своем были утрачены. Владимир Круглов. Станислав Жуковский — поэт русского пейзажа // Станислав Жуковский. СПб, 2023. С. 5.

Усадебной теме принадлежат картины «Предвестники весны» (1908) и «Первые предвестники весны» (Ж-4321). Они гармонично сочетают в себе элементы пейзажа, натюрморта и интерьера, а композиции построены так, что зритель ощущает тепло обитаемого усадебного дома, где недавно выставили первую раму. Свойственные работам точность выбора характерного момента в жизни природы, тонкость передачи ее состояния, сам мотив русской усадьбы рождают ассоциации с образами отечественной классической поэзии. Взятый в основу картины мотив увиден Жуковским во Всесвятском Милюковых, затерявшемся в лесах Тверской губернии В ряде вариантов 1908–1911 годов он повторил эту композицию*, совершенствуя образную интерпретацию. Владимир Круглов. Станислав Жуковский — поэт русского пейзажа // Станислав Жуковский. СПб, 2023. С. 10.

* Таковы, например, «Окно» (1909, местонахождение неизвестно), «Первые подснежники» (1909, частное собрание, Москва), «Первые предвестники весны. Под снежники» (1910, НХМ РБ).


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: