Дубы
1900-1905
- Экспонирование Михайловский дворец, Зал 35 Открыть панораму зала в виртуальном туре
- Период Конец XIX – начало XX века
- Пейзаж
- Поделиться
Декоративные в своей нарядной торжественности „Дубы“ (1900—1905) – художественная метафора мощи мироздания, извечных сил природы, которую художник преображает в соответствии со своим романтическим представлением о мире. В этой проникнутой эпическим духом, подчеркнуто архитектоничной, построенной на основе тщательного отбора природных форм картине художник концентрирует внимание на могучих деревьях, расположенных в центре поляны. Центричная композиция словно подчеркивает вековую устойчивость природы, а высокая точка зрения – ее пространственный размах.
Куиндживские дубы не просто стоят на земле, торжествуя во всей своей естественной красоте, как у И. И. Шишкина, но становятся центром Вселенной, одним из важных ее элементов. В произведении ощущается особый интерес к живописно-пластическим проблемам, свойственный искусству рубежного периода. Обобщенность форм, цветовой и композиционный ритм являются носителями эмоционального содержания. В трактовке дубов, кроны которых, сливаясь вместе, напоминают фантастическое, упирающееся в небо растение, ощущается скрытая напряженность, свойственная целому ряду работ Куинджи позднего времени.
Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.22.