Коллекция онлайн

1848, Красноярск – 1916, Москва

Голова солдата-барабанщика

Этюды для картины «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1899, ГРМ). 1898

  • Холст, масло. 34,5 × 31,5
  • Ж-4237

  • Пост. в 1926 от О. В. Кончаловской, дочери художника, Москва


Этюд для картины «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1899, ГРМ)

Оставаясь верным своему творческому методу, Суриков, работая над полотном, проделал огромную подготовительную работу: неутомимо искал необходимые ему физиономические типы, изучал в музеях военную форму павловского времени. Мужские портретные этюды к «Суворову», мастерски написанные с людей разных возрастов, покоряют живостью, динамикой характера, экспрессией, умением художника представить свою модель в искомом образе. Павел Климов // Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2023. С. 15.

Грандиозная фигура Сурикова как исторического живописца часто заслоняет его портретное творчество. Но вряд ли будет преувеличением сказать, что все картины художника на сюжеты из русской истории в высшей степени «портретны». Их основу составляет именно портретный материал, тщательно переработанный в искомые образы. Лицо, по выражению Т. Л. Карповой, у Сурикова «становится искомым „замковым камнем“ картины, ее нервом»*. Подобный метод работы, когда Сурикову приходилось просматривать бесчисленное множество лиц, делать с них десятки и сотни подготовительных этюдов, первоначально ослаблял интерес художника к портрету как к самостоятельному жанру. Там же. С. 17.

* Карпова Т. Л. Портретная концепция В. И. Сурикова // В. И. Суриков. Близкое былое [Сборник материалов конференции «В. И. Суриков и художественная культура его времени»] / Ред.-сост. Т. Л. Карпова. М., 2009. С. 147.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: