Коллекция онлайн

1848, Красноярск – 1916, Москва

Портрет неизвестной на желтом фоне

1911

  • Холст, масло. 51 х 44
  • Ж-4243

  • Пост. в 1926 от О. В. Кончаловской, дочери художника, Москва


Недавно было установлено, что на портрете изображена Добринская (в замужестве Ченцова) Галина Анатольевна (1892–1977) — знакомая Сурикова, в 1910-е училась на историко-филологическом факультете Высших женских курсов в Москве и занималась в балетной студии М. М. Мордкина. Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2023. С. 99.

Наследие Сурикова в портретной живописи невелико, исполненные им работы отличаются большим своеобразием. Художника обычно интересовали такие модели, в которых, как он сам говорил, была «красота особенная: древняя, русская». Исследователи нередко отмечали жизнерадостность, «задорную красоту молодости» его образов. Такой предстает молодая женщина на желтом фоне. Сурикова пленила красота юной модели, ее свежее румяное лицо, великолепный бант на платье. Первоклассный колорист, Суриков исполнил портрет в изумительной по красоте светлой колористической гамме. Известный живописец Б. В. Иогансон говорил: «Бывают вещи, писанные одним дыханием. Об этом мечтает каждый художник… К таким удачам можно отнести суриковский женский портрет на золотистом фоне в Русском музее. Он изумителен по колористической тонкости ощущения. Опять излюбленный суриковский тип лица русской женщины». Впервые картина была показана на выставке Союза русских художников 1911–1912 годов под названием «Портрет девушки». Ряд исследователей творчества Сурикова считает, что на портрете изображена студентка Галина Анатольевна Добринская. // Валентина Князева. Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 97.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: