Коллекция Государственного Русского музея

1842 (?), Мариуполь Екатеринославской губ. – 1910, Санкт-Петербург

Вершина Эльбруса, освещенная солнцем

1900-е

  • Бумага, масло. 20,8 x 24,8
  • ЖБ-86

  • Пост. в 1930 из Общества им. А. И. Куинджи, Ленинград


В Русском музее – двенадцать горных пейзажей Кавказа. Большинство из них, трактованных обобщенно и лаконично, создано в начале 1900-х годов.

Почти не меняя в большинстве кавказских работ композицию с приближенным к зрителю краем скалы, обрывающейся в долину, и замыкающим пространство Эльбрусом, Куинджи варьирует свето-цветовое решение увлекшего его образа – величественной горы, то озаренной солнечными лучами, то тонущей в тонко разработанной голубоватой воздушной среде.

Сочетая натурность световой иллюзии с известной условностью композиционно-декоративного построения, художник стремится к синтезу реалистического и романтического начал. Высокие нагорья увлекают мастера близостью к небу, дают ощущение единства мироздания, отвечают его концепции возвышенно-романтического пейзажного образа.

Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С. 18-19.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: