Коллекция Государственного Русского музея

1882, хутор Семиротовщина Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне Украина) – 1967, Саутхэмптон, Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк

Поле

1908

  • Холст, масло. 45 × 108
  • ЖБ-1533

  • Пост. в 1929 из Государственной Третьяковской галереи, Москва


В 1907 году художник вернулся в Россию. Молодое русское искусство, «томилось» в ожидании неординарной личности, способной организовать и повести за собой передовое художественное общество, Бурлюку больше всех подошла роль такого «мессии». Его мысли о творческом объединении, которое продвигало бы новое национальное искусство, привели к созданию в 1908 г. футуристической группы «Гилея». Художник становится одним из лидеров литературно-художественного авангарда, а его работы выставляются на большинстве первых выставок «нового искусства».

Картина «Поле» при всей незамысловатости сюжета, использовавшегося до Бурлюка многими художниками, выдает его любовь к постимпрессионистам и Ван Гогу и, безусловно, содержит глубокий философский подтекст. За внешней статикой монументальной композиции скрывается огромная внутренняя мощь, энергия.

Земля и небо – две широкие цветные полосы, а на границе их – тоненькая полоска леса – вот и весь сюжет. Низкая линия горизонта, два цветовых отношения, ни одной вертикали – и перед зрителем разворачивается торжествующая плоть земли, бескрайней и бесконечной, которую как плугом своею кистью вскрывает художник, обнажая ее суть. Неумолимо наступающая земля почти вытесняет небо. Широко и пастозно написанные, эти стихии, противоборствуя и отражаясь друг в друге, составляют единое целое подобно душе и телу, божественному и человеческому началам.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: