Коллекция Государственного Русского музея

1842, Вильно – 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ, Германия

Мефистофель

1883

  • Мрамор. 173 х 71 х 199
  • Ск-454

  • Пост. в 1897 году из Эрмитажа


Мефистофель, названный ранее "XIX век" — не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия; угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность. Обратившись к образу Мефистофеля, скульптор взял за основу литературный прототип из поэмы Гете “Фауст”, и в первоначальном эскизе создал почти иллюстрацию к нему, но “литературность” сюжета не удовлетворяла скульптора. Постепенно у него рождалось новое понимание образа. “Мефистофель” — это неутолимая злоба, злоба без дна, беспощадная, отвратительная, способная гнездиться в больном теле с разлагающейся душой; он болеет, страдает от того, что все, все пережил, разрушился и не может больше жить, наслаждаться жизнью, как другие около него; он бессилен духом" — писал скульптор. Мефистофель для него стал порождением современности, символом XIX века.

Скульптор исполнил множество вариантов статуи, стремясь средствами самой пластики, не прибегая ни к каким поясняющим деталям, представить Мефистофеля. Изобразив его обнаженным, Антокольский избежал необходимости воссоздавать костюм какой-либо исторической эпохи. Сохранение же литературного названия статуи Антокольский объяснял тем, что оно делает образ более понятным для людей. Окончив в 1883 году статую, Антокольский мечтал показать ее в Петербурге. После долгой переписки, бесконечных хлопот В. В. Стасова она в 1886 году была выставлена в  Эрмитаже. Произведение везде имело шумный успех. Берлинская Академия художеств избрала Антокольского почетным членом, а в Вене скульптор был удостоен Большой золотой медали.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: