Коллекция Государственного Русского музея

1842, Вильно – 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ, Германия

Спиноза

1887

  • Мрамор. 145 х 85 х 118
  • Ск-461

  • Пост. в 1926 году из Академии художеств


Образ великого голландского философа Бенедикта Спинозы, подвергшего сокрушительной критике социальную несправедливость, противника монархии и сторонника республики, автора "Этики", изгнанного за безбожие из синагоги, от которой он отрекся, возник у Антокольского в Италии почти одновременно с образом Христа. И это не случайно: в жизни и деятельности Спинозы скульптор также увидел пример подвижничества и самопожертвования. Великий философ изображен сидящим в кресле. Больной, физически немощный человек погружен в  свои думы. Точно найдена поза и жест сложенных у груди тонких, худых рук. Скульптор подчеркивает скромность, спокойствие и, одновременно, силу и величие ума модели. Сознание своей правоты и вместе с тем скорбная покорность судьбе ощущаются в выражении задумчивого одухотворенного лица, в легкой, чуть тронувшей губы, улыбке. Скульптор считал эту статую значительно выше своих прежних работ по технике исполнения.

Спиноза Бенедикт (Spinoza, Benedictus) (1632–1677), или Барух д'Эспиноза, великий голландский философ, один из крупнейших рационалистов XVII века. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: