Коллекция Государственного Русского музея

1842, Вильно – 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ, Германия

Русалка

1900

  • Мрамор. 59 x 42 x 30
  • Ск-1075

  • Пост.: 1946 из ЦЗК


 

Художник создал скульптуру в Париже за два года до своей смерти. По состоянию здоровья он вынужден был около тридцати лет прожить вдали от родины (Неаполь, Рим, Париж). В Париже Антокольский вел исключительно замкнутый образ жизни. Тем не менее, на Парижской Всемирной выставке он был удостоен высшей награды выставки — Большой золотой медали, награжден французским орденом Почетного легиона и избран членом-корреспондентом Парижской Академии художеств. На годы, проведенные за рубежом, приходится окончательное формирование творческих взглядов Антокольского: скульптора интересуют морально-философские и религиозные темы. Своих героев, объединенных бескорыстным служением истине, добру, неприятием зла и насилия, чистыми и искренними помыслами, он воплощает в скульптуре больших и малых форм. К числу последних относится и "Русалка", в которой реализовалось его представление о женской красоте и женском идеале. Образу присущи поэтичность, утонченная женственность, удивительная искренность и лиризм. "Русалка", как и многие другие работы, созданные художником за границей, обязана любви художника к своей родине. Он писал В. В. Стасову: "Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. На севере сердце мое бьется сильнее. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила меня".
Повторение: мрамор (вариант) — музей-заповедник в Павловске.

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: