Коллекция Государственного Русского музея

1866, Интра на Лаго Маджоре, Италия — 1938, вилла Кабианка около Палланцы, Италия

Портрет Л. Н. Толстого

Конная статуэтка. 1900

  • Бронза. 49 х 42 х 19
  • Ск-553

  • Пост. в 1939 от Л. В. Линко, Ленинград


Скульптурные и графические портреты Льва Николаевича Толстого занимают особое место в творчестве Паоло Трубецкого.

Совершенно очевидно, что созданные Трубецким произведения отнюдь не теряются в огромном количестве портретов Толстого.

Исключительный успех имела конная статуэтка, исполненная в 1900 году в Москве. Как известно, Толстой сам приезжал из Хамовников на Мясницкую улицу, в мастерскую, выделенную Трубецкому Московским училищем живописи, ваяния и зодчества. Группа «Толстой на лошади» выставлялась на многих выставках, отливалась в бронзе и ныне представлена в собраниях как русских, так и зарубежных музеев. Любопытна маленькая заметка, появившаяся в 1904 году на страницах журнала «Мир искусства»: «Наш талантливый скульптор князь П. Трубецкой получил из Франции, от г. Армана Дайо, директора департамента изящных искусств, предложение представить проект памятника Л. Н. Толстому, который предположено соорудить в Париже. Памятник этот предположено исполнить на средства, собранные по национальной подписке». Замысел этот, к сожалению, не был реализован ни тогда, ни после 1910 года, когда появился второй вариант конной статуэтки писателя.

Елена Карпова. Русские годы — русские образы // Паоло Трубецкой. СПб, 2016. С. 11-12

В 1900 году эта статуэтка вошла в каталог 2-й выставки картин журнала «Мир искусства» (С. 15. № 189). Экспонировалась она и на Всемирной выставке в Париже. В том же году бронзовые отливы были приобретены для Третьяковской галереи и Люксембургского музея (ныне — в Музее д’Oрсе).


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: